К счастью, обязательства «Добролета» его владелец «Аэрофлот» передал другой своей дочерней кампании – «Оренбургским авиалиниям», так что теща может расслабиться. Но повод задуматься все же есть. Итак, Европа вводит санкции против РФ якобы из-за того, что Путин посягает на Украину. Но санкции почему-то вводят не против Путина и даже не против политического руководства страны, а против рядовых российских граждан. Потому что услугами лоукостера, доставляющего пассажиров из столицы в Крым всего за 3 тыс. руб., пользуются те, кого принято называть «простой народ». Да и планы у государственного «Добролета» были весьма масштабные -планировалось выполнять бюджетные авиарейсы из Москвы в Волгоград, Самару, Уфу, Пермь, Екатеринбург и Сургут, Казань. Через пять лет лоукостер собирался перевозить 10 миллионов пассажиров в год по 45 направлениям внутри страны и за рубежом. Намек понятен: мол, спровоцируем недовольство в широких слоях населения, а уж потом можно будет устраивать майдан в Москве и свергать Путина.
Но меня судьба Путина беспокоит постольку-постольку. Я советую обратить внимание на другое, а именно на авиационный суверенитет России. От Советского Союза РФ достался мощный авиапром. В мире всего пять стран, в которых существует производство гражданских реактивных судов полного цикла. Формально к ним относится и наша страна, но с каждым годом все более и более формально. Давно уже минули времена, когда одних только пассажирских «Тушек» клепали по 150 штук в год. Сегодня поводом для гордого надувания щек стало то, что в прошлом году в РФ произвели аж 24 «Суперджета». Но это было в прошлом году. В нынешнем собрано всего 10 штук и еще 3 находятся в сборке. На этом в истории проекта «Суперджет», в который только напрямую было вбухано $3 млрд (всего порядка $8 млрд)., придется забыть, как и об еще не выпущенном дальнемагистральном МС-21 (подробнее про суперджетную аферу см. тут).
Почему? Да потому что в SSJ 100 примерно 80% комплектующих – импорт. И в свете не то что санкций, а хотя бы просто угрозы введния оных, ни один идиот ничего заказывать не станет. Может быть, готовый лайнер еще и купили, но производить самолеты «на склад» наш авиапром не в состоянии, работа идет только по предоплате. А кто же будет вносить предоплату, если велика вероятность того, что через пару месяцев производитель скажет: "Извини дорогой, ЕС запретил итальянским, французским и германским фирмам поставлять комплектующие к самолету, пока Путин не отдаст Крым Украине, а потому, пока «крымнаш», заказ мы выполнить не сможем, а деньги не отдадим, потому что мы их уже потратили на алюминевые загатовки корпуса и выплату задолженности по зарплате". (ОАО «Гражданские самолеты Сухого» глубоко убыочное предприятие, если кто не в курсе)
Короче, портфель импортных заказов на SSJ 100 сегодня равен нулю. Внутри же РФ «Суперджет» никому не нужен вообще, так как всего 56 аэродромов в принципе способны его принять. Но, повторюсь, поскольку его в принципе невозможно производить из-за угрозы санкций, то даже искусственно государство не сможет поддержать производителя так, как оно делало раньше – накачивая госкорпорацию деньгами, покрывая ежегодные многомиллиардные убытки и сверх того давая деньги «на модернизацию».
Можно ли надеяться на другие проекты? Нет, уже готовый к производству Ту-334 уничтожили в угоду «Суперджету», российско-украинский Ан-148, который делали в Воронеже, теперь тоже производиться не будет в свете известных событий. Под угрозой и производство вертолетов в РФ – львиная доля двигателей для них производилась на Украине. Недавно Порошенко по требованию своих американских хозяев запретил любое сотрудничество с Россией в военной и авиационной сфере. Да, крах украинской экономики значительно ускорится, но Украина в любом случае уже труп. А вот для России прекращение кооперативных связей с Украиной может иметь весьма печальные последствия. До недавнего времени РФ была мировым лидером в сфере производства вертолетов. Была…
Да, формально США и ЕС не заявили о своем намерении уничтожить гражданское авиастроение в России, но это не значит, что они не имеют таких намерений. И тут даже Крым не при чем, всегда можно докопаться до чего-нибудь: демократии в стране мало или права
Так что повторю то, что я говорил всегда: РФ – это папуасия, которая существует на карте лишь до тех пор, пока евро-американские Большие Дяди получают с нее дань, пока у власти стоят их марионетки. Стоит только марионеткам начать озорничать – Россию за считанные месяцы можно опустить в говно даже не самими санкциями, а лишь пбличными угрозами их применения – рухнет любое производство, зависимое от поставки высокотехнологичных импортных комплектующих. А это практически ЛЮБОЕ производство конечной продукции – автомобилей, судов, самолетов, тепловозов, ТНП.
И, если вы еще не поняли, сегодня Запад лишь имитирует санкции против России, поэтому реальной угрозы экономике и жизнеспособности страны они не угрожают ни в малейшей степени, и становятся только предметом шуток: ухаха, ЕС ввел санкции против няшной крымской прокурорши, грозится арестовать ее заграничные счета. Если таковые обнаружатся. Причем, объявляют они об этом заранее, чтоб ежели у нее и были счета в Европе, она успела их обнулить.
Но, то, что слетать за 90 баксов в «крымнаш» вы теперь уже не сможете, надеюсь, заставит хоть кого-нибудь задуматься о том, что за цивилизационный выбор в пользу дружбы с Западом скоро придется расплачиваться собственным благосостоянием.
P. S. А «Добролет» реально жалко, сам хотел после выборов в Крым сгонять. Ладно, на поезде помучаюсь, хотя там даже вонючий плацкарт дороже…
P. P. S. "Добролет" - весьма заслуженный бренд. Так называлось созданное в СССР в 1923 г. акционерное общество, которое в дальнейшем при объединении с другими предприятиями получило название "Аэрофлот".
Journal information