Для нас наиболее интересной, пожалуй, будет Канада, потому что это государство наиболее схоже с РФ по климату и структуре реального сектора экономики. Подчеркиваю, что речь именно о реальном секторе, а не ВВП в целом, где формально сфера услуг, в которой занято 76% населения, занимает 70% (для сравнения: в сельском хозяйстве занято 2% канадцев, производящих 2% ВВП, в добывающей промышленности – 1,5%, вклад которых в ВВП – 4,5%).
Итак, Канада – это сырьевая страна, но в отличие от РФ – не сырьевая колония, хотя экспортирует 68% добываемой нефти (110 млн. т). РФ, отдает другим 52% добычи (237 млн. т сырой нефти, не считая нефтепродуктов). По запасам нефти Канада занимает второе место в мире, уступая лишь Саудовской Аравии. Правда, специфика запасов заключается в том, что большая их часть приходится на битуминозные пески – добыча этой нефти дороже, а стоимость ниже.
Если выдыхающаяся Россия сегодня сокращает экспорт нефти (рекорд был поставлен в 2006 г, когда в экспортную трубу ушло 261 млн. т сырья, в прошлом году – почти на 9% меньше), то Канада собирается ее наращивать, причем как раз за счет трудноизвлекаемой нефти. Сегодня битумная нефть составляет порядка 40% всей канадской добычи - 1, 26 млн. баррелей в сутки, но к 2030 г. ее планируется извлекать до 5 млн. баррелей в день. У нас же нефтяные компании не только отчаянно сопротивляются попыткам заставить их добывать тяжелую нефть, но даже категорически отказываются отдавать свои брошенные за "нерентабельностью" скважины в аренду малым предприятиям, специализирующихся на добыче из малодебитных скважин.
Так вот, если сырьевая Россия в расчете на душу населения экспортирует 1,65 т нефти в год, то Канада вдвое больше - 3.18 т! Но кто посмеет назвать Канаду сырьевым придатком Запада? Никто, потому что в Канаде сырьевой сектор экономики не играет ведущей роли, 22% ВВП обеспечивает обрабатывающая промышленность - это в пять раз больше, чем сырьевой сектор. То есть если исключить «виртуальную» часть ВВП вроде финансовых и информационных услуг, то обрабатывающая промышленность – основа хозяйства Канады. Конечно, процесс деиндустриализации (перенос производств в Азию) коснулся и ее, но значительную часть своего промышленного потенциала канадцы сохранили, и руками работать совсем не брезгуют.
Промышленность требует сырье, и потому значительная часть добывающего сектора работает на внутреннее потребление, а не только на экспорт. Например, никеля в Канаде производится примерно столько же, сколько в РФ, но экспортируется в полтора раза меньше. Канада занимает третье место в рейтинге мировых производителей никеля, уступая Индонезии и России. В 2012 г. одна лишь Vale Canada (филиал бразильской компании) произвела 237 тыс. т. никеля или примерно 14% его мирового производства. Ее крупнейшее подразделение в Садбери производит ежегодно около 60,0 тысяч тонн никеля. Когда то здесь добывалось 80% всего никеля в мире.
А что у нас в Воронеже? Запасы Еланского и Елкинского месторождений составляют суммарно порядка 800 тыс. т никеля и еще около 100 тыс. т меди. То есть в лучшем случае можно будет вести речь о добыче 5-10 тыс. т никеля – это в разы меньше, чем в Садбери. К тому же на месте никто не собирается выплавлять собственно никель. Учитывая небольшие объемы запасов, это нерентабельно. На месте добычи планируется лишь производить флотацию – промывку породы, что увеличит концентрацию полезных минералов в 10 раз – с 2% до 20%. Полученный полуфабрикат будет перевозиться на Урал, где его уже будут обжигать.
Таким образом можно смело сделать выводы – истерика псевдоэкологов по поводу якобы экологической катастрофы, ожидающей Прихоперье в случае начала добычи никеля – тупой гон. В Садбери, где никель добывается, флотируется и обжигается (наиболее «грязная» часть производственного цикла) никакой катастрофой не пахнет. Комбинат расположен не просто рядом с городом, а… внутри него. Собственно, сегодня Садбери – это лишь часть муниципалитета Большой Садбери с населением 158 тыс. чел., образованный при слиянии шести населенных пунктов. Смотрим на снимок, находим дым от трубы, отвалы породы, через дорогу от которых расположены коттеджи обывателей, и чешем репу. Может быть, канадцы настолько тупые, что не понимают, как опасно жить рядом с "никелевой фабрикой смерти"? Нет, я все-таки склонен считать, что воронежские эко-пи…доболы явно преувеличивают экологический вред от добычи никеля (не забываем, что в Садерби осуществляется еще и его конечная переработка).
А вот еще один канадский городок – Томпсон, где так же производится никель той же компанией Vale Canada. Здесь комбинат находится в паре километров от жилых кварталов. Кстати, недалеко от города, примерно в 20 км находится природный парк Псью Фолс на озере Пейнт. Бобры и лососи чувствуют там себя замечательно. Поэтому вопли о том, что якобы добыча никеля в Новохоперском районе угробит выхухоль, обитающую в Хоперском заповеднике, как минимум, неубедительны.
Вообще-то после того, как УГМК и «Норникель» в конце прошлого года заключили мир, финансирование воронежских экофашистов было свернуто. Тут бы и протестам конец, но, как я предположил в прошлом посте, экофашисты, лишившись финансирования со стороны Потанина, попытаются шантажировать компанию Махмудова. Оказалось, что они именно этим и занимались, причем за ними стоит… «Единая Россия», губернатор воронежской области Гордеев и его заместитель Марков, бывший эфэсбэшник. Издание The Moscow Post утверждает, что ОПГ Маркова ежемесячно получала от УГМК не менее 150 тыс. долларов, причем «Норникель» платил им же. Офигенно прибыльный бизнес: одна компания платит за создание проблем другой, а та вынуждена платить, чтоб проблем было поменьше. Так что всякая эко-шелупонь, радужные активисты Рубахина и казачки-погромщики из Урюпинска находились в самом конце этой криминальной цепочки и подставляли свои жопы за мелкий прайс. Они же и понесут уголвную ответственность за погром лагеря геологов 22 июня прошлого года. А гешефт доставался правильным пацанам, с которых взятки гладки.
Собственно, «захоперцев» и «стопникелевцев» уже списали, как использованное одноразовое изделие. Теперь, дабы поддерживать в области напряженность, высокопоставленным рэкетирам приходится изображать «широкие народные протесты» более привычными для себя способами. Так 8 декабря по указке Маркова бюджетников и агитаторов «Единой России» согнали на антиникелевый митинг в Новохоперске. Ну, хотца им денег, очень хотца!
Правда народ, насмотревшийся на безумных экоэкстремистов, уже не очень-то ведется на тупую пропаганду. Поэтому в ход пошла пропаганда фантастически тупая. В частности, слово «никель», переставшее пугать местных старушек, уходит на второй план. Теперь экорэкетиры запугивают население тем, что вместо никеля якобы под Воронежем будут добывать… уран, в результате чего зона радиационного заражения достигнет Москвы. Это просто финиш, дорогие товарищи! Если не верите, что пиздеж может быть таким наглым, смотрите сами – вот последний писк эко-зомбирования: какой-то психически больной фрик изображает из себя «старшего научного сотрудника» и несет фееричнейшую херню:
«Мне сказали, что радиоционный фон возле забора лагеря геологов подошел к 40, а потому я подумал, что там хотят добывать уран. Ведь скважины бурят наклонно. В радиусе 500 км всему будет трендец, пропадет вся живая природа! За 30 лет чернозем будет уничтожен полностью».
Ау-у, санитары-ы-ы!
Journal information