Алексей Кунгуров (kungurov) wrote,
Алексей Кунгуров
kungurov

Category:

Пока глухие поют, дурдом голосует за Путина


10 лет назад я некоторое время работал на радио. Прямо напротив моего кабинета находилась эфирная "Красной Армии" (крупнейшая в России региональная радиосеть), откуда и шло вешание. Часто мне приходилось слышать через открытые двери примерно такой диалог:
       -  Здравствуйте, меня зовут Маша. У моей лучшей подруги Нюры сегодня день рождения. Пожалуйста, поставьте ей в подарок песню Цоя "Мы хотим танцевать".
       - Нет, Маша, к сожалению, мы не можем поставить Цоя. Давай поставим Нюре Галкина.
       - Но это же отстой!
       - Ну, тогда давай включим песню Киркорова "Зайка моя".
       - Нет, уж лучше Галкина.
       - Отлично! Маша, оставайся на линии, через 15 секунд мы будем в эфире, ты поздравляешь Нюру и просишь поставить ей хорошую, душевную песню.
       Это называется формат. Все, что неформат, не имеет право на существование, потому что хоть одна неформатная песня в эфире может привести к тому, что радиослушатель переключится на другую волну, например, на "Шансон", и в итоге рекламодатель понесет свои денежки именно туда. То есть в FM-диапазоне могут звучать только раскрученные, популярные песни, а раскрученными и популярными песнями будут только те, что звучат в эфире. До того, как попал на радио, я понятия не имел, где у этого замкнутого круга начало, и есть ли оно вообще. Оказывалось, оно есть, и даже имеет четкие географические координаты - кабинет №14 на 5-м этаже без вывески. Там сидел программный директор А., который определял, какие музыкальные композиции  попадут в эфирную ротацию и составлял плей-лист. Хитрость состояла в том, что определить, какая очередная "Зайка моя" будет  хитом надо еще до того, как песня станет известной, популярной и раскрученной, потому что как только она таковой станет, она уже надоест обывателю и он начнет переключать приемник в поисках чего-нибудь свеженького. В результате рекламные денежки уходят к конкурентам.
       Фактически работа программного директора состояла в том, чтобы нутром почуять, что будет "пипл хвавать" в ближайшую неделю, а чем он уже "нахавался". Учитывая, что погоду делает всего десяток FМ-радиостанций ("Европа плюс", "Русское радио", "Авторадио", "Шансон", "Юмор-FM" и т.д.) можно с уверенностью говорить о том, что музыкальные вкусы десятков миллионов людей формировали 10 программных директоров ведущих станций. Ну а как же музыкальные продюсеры, которые мнят о себе, что они властители дум и открыватели звезд? На самом деле, они всего лишь подстраиваются под вкусы публики, подлаживаются под радиоформат и стараются выдать на гора продукт, который "схавает пипл", чьи вкусы уже отфарматированы развлекательным радио. Таким образом поп-культура быстро и неуклонно деградирует до уровня поющих трусов. На ТВ та же бодяга, только трусы короче, а ноги длиннее.
       Неформатная музыка, конечно, продолжает существовать, и даже находит своего потребителя, но проклятый формат и тут все портит, потому что свой формат есть и у неформата. Однажды мой знакомый музыкант Евгений Кокорин (раньше играл в "Инструкции по выживанию" и "Гражданской обороне"), лидер группы "Чернозем", принес на НЕформатную московскую станцию свой альбом, признанный каким-то авторитетным контр-культурным журналом лучшим панк-альбомом 2002 года. Встретили его очень любезно и даже налили чайку. Прослушав лучший альбом года, программный директор изрек вердикт: "Неформат". И даже любезно пояснил: песни без припева - неформат. Песни, длиннее 4 минут - неформат. Песня, где есть слово "звездец" - неформат, потому что кому-то здесь послышится "пиздец". Песня, где есть слова "кухонные Чегевары" - неформат, потому что имеет политический душок, а песня про любовь, где упоминаются школьные парты, вообще жуткий неформат, ибо попахивает педофилией. "Следовательно, - резюмировал программный директор, - Ваш формат абсолютно не подходит под нашу НЕформатную радиостанцию".
       Короче, с одной стороны давит попсовый формат, с другой - антипопсовый НЕформат. Куды податься непризнанной звезде панк-рока и рэпа? К счастью, времена засилия FM-фашизма, как окрестил эту систему известный андеграундный деятель Ник Рок-н-Ролл, проходят, и убивает ее Интернет, который открывает дорогу всему тому, что называется искусством. Конечно, в Сети такое же обилие поющих трусов, но если на ТВ и в радиоэфире трусы заполнили все и вся, то вытеснить из Интернета неформат они не в состоянии. Более того, именно благодаря всемирной паутине, некоммерческое искусство получает возможность не только существовать, но и порой выходит, что называется, на широкую аудиторию без помощи продюсеров-гомосеков и каких-либо баблозатрат. Механизм этого продвижения - вирусный эффект. Суть его в том, что каждый, рекомендущий друзьям, знакомым и незнакомым людям посмотреть клип и послушать песню, является программным директором для 69 миллионов интернет-пользователей в стране.
       Недавно я, уж и не помню по чьей наводке, наткнулся на очень хороший клип, снятый Владимиром Шевельковым (актер, который играл в "Гардемаринах", популярном фильме конца 80-х) при участии глухонемых ребят из студии жестового пения. Клип мне очень понравился во многом именно тем, что ни малейшей претензии на формат в нем нет. Вот я его и разместил у себя в ЖЖ. Если у меня шесть тысяч с чем-то френдов, и хотя бы треть из них клип постмотрит, а каждому третьему из посмотревших он понравится, да потом еще каждый десятый из тех, кому понравилось, каким-либо образом рекомендует ролик своим френдам, а те своим, то его аудитория благодаря этому вирусному эффекту теоретически может возрастать до тех пор, пока не охватит всю многомиллионную интернет-тусовку. На практике этого, конечно, не произойдет, но все равно, авторам произведения будет приятно. Надеюсь, и вам тоже. Красиво поют, хоть и глухонемые. Аж слеза прошибает.
       Меня, конечно, вирусный эффет интересует в чисто утилитарном аспекте. Например, от чего зависит скорость распространения информационного вируса, и можно ли ее каким-либо способом ускорить, а тем самым и расширить охваченную аудиторию? Причем, вопрос этот интересует не одного меня. Недавно одна очень солидная международная организация предложила мне поучаствовать в исследовательском проекте по изучению русской блогосферы. Не знаю, по каким критериям они сочли меня "одним из 30 наиболее политически мотивированных блогеров Рунета" (так это звучит в буквальном переводе с английского), но суть предложения в следующем: всем участникам проекта предлагается разместить у себя в блоге ссылку на некий политический ролик (ролик один, но адрес каждый топикстартер дает свой), после чего по многим параметрам замеряется эффект "кругов на воде". Потом все "политически мотивированные блогеры", участвующие в проекте, должны одновременно дать у себя в постах ссылку на один и тот же контент, чтобы экспериментаторы могли замерить синергетический эффект от такого вброса. Ну, не иначе твиттерную революцию готовят, хе-хе.
       Ролики мне не понравились - какое-то оранжевое говно про то, что все, кому дорога свобода и демократия, должны сплотиться и свергнуть тоталитарных кремлевских гоблинов. Я, конечно, с радостью их свергну, но не ради же ебучей демократии? Поэтому я вежливо послал международных исследователей нах, отписав, что мне органически чужды идеалы ихнего либерализма.
       Но идея мне понравилась. Поэтому я решил поддержать другой проект. Екатеринбургская группа "Рабфак" записала самый смешной клип из всех, какие я видел за последние годы - "Наш дурдом голосует за Путина", а анформагенство "Ура.ру" предложило всем интернет-пользователям дружно проголосовать за то, чтобы эта песня поехала на "Евровидение". Смотрим, наслаждаемся неформатнной политической сатирой, голосуем здесь, а оранжевые клипейкеры пусть поучатся работать у безбашенных уральских парней.


Порекомендуйте друзьям в Моём Мире@Mail.Ru   Поделитесь ссылкой ВКонтакте  
Tags: Путин, музыка, попса, рэп
Subscribe
promo kungurov may 17, 2012 21:02 12
Buy for 100 tokens
Мои серии: Если бы я был Сталиным, Возможна ли в РФ революция?, Как победить коррупцию, Теракты в московском метро: почерк спецслужб, Почему падает рубль, Украинскй зомбиленд: взгляд изнутри, Феномен Собянина: то, о чем не знают москвичи, Как я спасал режим Януковича, Анатомия…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 123 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →