Здравствуйте, Алексей Анатольевич. Расскажу вам о своем жизненном опыте. Занимался я небольшим бизнесом в компании со своим товарищем. Сидел я как-то дома, что удивительно, за компьютером (наверное, я компьютерный червь,),и пришла мне в голову мысль: а почему не заняться торгами по продаже имущества должников (банкротов)? Ну, хорошее имущество, допустим, не удастся купить, но ведь продается очень много хлама, который можно обратить в деньги, сдав в металлолом, или отремонтировать и продать. Вот я привлек «рукастого» товарища и пустился во все тяжкие.
Я скупал на торгах всякий хлам – старые разобранные трактора, комбайны, автомобили, прицепы, оборудование.Вместе с напарником выезжали на место и обращали хлам в нечто полезное, но уже для турецкой индустрии. Оказывается, практически все оптовые покупатели металлолома в Ростовской области и Краснодарском крае работают на экспорт металлолома в Турцию. Единственный, насколько я знаю, покупатель, который использует металлолом в собственном производстве, это ООО «Новороссметал». А когда мы ездили в г. Иваново покупать ломовоз, (это такая машина на базе тяжелого грузовика с манипулятором типа «грейфер»), я с еще большим удивлением узнал, что и эта, в частности, фирма поставляет металл в порт Таганрога. Да, работы было достаточно для того, чтобы мы обзавелись собственной техникой. Я даже не представляю себе объемы металла, который был вывезен из страны, количество тракторов, сельхозтехники, станков, вагонов, оборудования. Если мы за недолгую карьеру столько повидали, а еще больше понаслушались, то как же обстояли дела на самом деле?
Слухи… О-о-о, их было достаточно, и то, как наши коллеги из Иваново доблестно «вырезали» (это такой устойчивый термин, т.к. металлические изделия в основном «режут» газовым резаком) всю легкую промышленность в своем и окрестных городах, и как тайно, ночью вырезают чужое имущество, например несколько десятков ж/д вагонов, про объемы, которые продаются и покупаются, про то, как работники растаскивают собственные предприятия – видимо, беря пример с руководителей.
Но я хотел рассказать не об этом, а про торги по банкротству. О, банкротство это такая тема… Представляете себе, кому может быть выгодна процедура банкротства? Может быть, должникам? Определенный резон в этом есть: вывести активы, продать имущество и объявить себя банкротом. Но сама процедура банкротства должнику не выгодна; мошеннику выгодно, когда все концы исчезают вместе с ним. А в ходе процедуры банкротства сделки должника за последние 3 года до объявления его банкротом могут быть оспорены, а если он индивидуальный предприниматель, его еще и разденут до трусов. Кредиторам должника? Увы, как правило, кредиторы попадают в 3-ю очередь, в ту самую, куда деньги практически не доходят. Если не ошибаюсь, статистика говорит, что обязательства кредиторов 3-ей очереди удовлетворяются на 1-2% от общей суммы. И это в среднем, практически им не доходит ничего. Банкам? О нет, нет. Ну, банки, понятно, у них есть своя выгода, заказ со стороны (хотя это куда проще сделать другим путем) или залогом завладеть, но в конечном итоге сама процедура банкротства им тоже не выгодна. Как мне сказал один небольшой начальник большого банка, в ходе процедуры банкротства банк в среднем получает 10-15% от суммы задолженности. Тогда кому, кому выгодно банкротство? Тут есть 3 категории: судьи арбитражного суда, арбитражные управляющие и покупатели имущества. Причем именно в таком порядке.
В общем, это смычка, три части одного целого. Это если смотреть на вещи широко. Ну, разумеется, есть и частности. Есть честные судьи, ведущие по 30 дел, и честные арбитражные управляющие, и честные покупатели, но это уже исключения,-- да, да!-- подтверждающие правила. Как правило, это дела, где нет никакого интереса, пустое предприятие, долги (в смысле, активы в виде долговых обязательств) , полное отсутствие имущества. В какой-то степени нам везло, наверное, потому, что мы мелко плавали и на жирные куски не облизывались. Но рано или поздно все случается. Как Вам уже известно, я живу в Краснодарском крае, но бешеной собаке 100 верст не крюк. Поэтому, так как опыт у нас был, техника тоже, мы активно вертели головой в соседних регионах.
Итак, все началось в июле 2014г. Проводились торги по продаже имущества предприятия-банкрота в Белгородской области. Нас заинтересовал лот по продаже 2 тракторов К-700. Трактора большие, мощные, даже если не заведутся, их всегда можно «порезать». Объявление, конечно, было составлено хитро и малопонятно.
Если можно провести такую аналогию, то допуск заявки арбитражным управляющим очень напоминает технологию отбраковывания нежелательных кандидатов в избиркомах. Основные причины: предоставление неполного комплекта документов и неуплата задатка в установленном размере. С документами проблему я решил, участвуя в торгах как физическое лицо, но с задатком нужно было быть внимательным. Иногда прямо пишут сумму задатка, но чаще всего это % от цены. Вопрос, который всегда возникал, от какой цены: начальной цены продажи или цены на определенном интервале. В основном, имущество реализуется на торгах в форме публичного предложения с постепенно снижающейся ценой. Раньше чтобы победить, нужно было первым подать предложение о покупке.Сейчас эту норму подправили и победителем становитсяпредложивший максимальную цену.
Так вот, подал я заявку, оплатил задаток в 240т.р., предложил 120т.р. за этот лот. Вместе с тем к торгам был допущен участник, внесший задаток 1 рубль и подавший предложения на несколько лотов, и уже фактический владелец этих тракторов – этот, понятное дело, задаток не вносил вообще. Но, как оказалось, мало, чтобы тебя признали победителем торгов, это еще не гарантия покупки. Мобильного телефона конкурсного управляющего (КУ) у меня не было, а в офисе меня кормили обещаниями и завтраками. Наконец, я догадался позвонить в СРО, членом которой он состоял, и вот, наконец, у меня прямая связь с КУ. Но это мне тоже не помогло, он продолжил тактику своих коллег и все обещал и обещал. Правда, одно из своих многочисленных обещаний он исполнил и вернул половину задатка. Забегая вперед скажу, что это было единственное исполненное обязательство. По регламенту проведения торгов КУ обязан направить победителю протокол торгов и предложение заключить договор. Можно просто предложить приехать подписать, в общем, все на усмотрение сторон, но, конечно, только не в этот раз. У тракторов уже был покупатель, и продавец вовсе не собирался ничего менять. Квитанций о том, что на почте меня ожидает письмо, я так и не получил. А вот на почту сходить не догадался (понятно, кому охота постоять в очереди в ОПС полчаса, чтобы узнать, что в его адрес ничего не поступало). Письмо с моим недоумением по поводу происходящег, я тоже послать не догадался. Это все и оказалось фатальным.
Устав ждать, я подал жалобу в Арбитражный суд Белгородской области и окунулся в удивительный мир правосудия. В этом мире все, оказывается, по-другому. Ну, да Вы, наверное, в курсе. Я метался от жалобы к иску в Арбитражный суд, затем к иску в районный суд, затем снова в арбитражный, ну и апелляция – куда без нее. Как Вы догадываетесь, мне ничего не помогло. Ни то, что я разыскал не полученное мною письмо в Белгородском почтамте, ни то, что я предъявил его суду с подписанным договором купли-продажи, ни то, что хозяин тракторов не внес задаток и купил трактора за 25 т.р., ни помощь юристов, ни подобное дело, но с другим результатом. Вот такой мастер-класс от юриста-афериста всего за 120т.р. плюс судебные и накладные расходы.
Это, кстати, была одна из причин, по котороймы свернули наш мини-бизнес и расстались с партнером. Мне от него досталась на прощание фраза, что я возомнил себя великим юристом.
Journal information