Алексей Кунгуров (kungurov) wrote,
Алексей Кунгуров
kungurov

Categories:

Даешь Союз-2! (Евразийский)



Многие спрашивают: есть ли в современной РФ хоть что-то, что я не стремлюсь обгадить и уничтожить, сделал ли Кремль хоть что-то, за что его обитателей не следует расстреливать на месте? Ну, справедливости ради, отмечу, что кое-что из заделов нынешней власти вполне актуально. Одна из таких инициатив - Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в рамках которого существует Таможенный союз, вызывающий иррациональный ужас наших украинских небратьев.

ЕАЭС - международная организация, в рамках стран-участниц которой обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы. Помимо этого государства, входящие в организацию, стараются осуществлять единую политику в отраслях экономики, максимально унифицировать стандарты, нормы и правила.

По уму-то ЕАЭС надо было создавать в 1991 г., пока в рамках СССР еще действовали единые нормы. В этом случае экономики стран СНГ не провалились бы в яму в 90-е. Ну, провалились бы, конечно, но не так глубоко. Страшной силы удар по промышленности нанес разрыв кооперативных связей в высокотехнологичных производствах. Скажем, в самолетостроительной отрасли в производственной цепочке по созданию одной машины участвуют 2-3 тысячи предприятий.

Например, в Ташкенте (Узбекисатан) существовал большой авиазавод, делавший фюзеляжи самолетов и осуществлявший сборку, а двигатели к ним производили в Тюмени (РФ), Рыбинске (РФ) и Запорожье (Украина). После распада СССР правительство Узбекистана поставило задачу по увеличению внутренней продукции и замене отечественным производством импортной продукции. Последовала протекционистская политика, остановка обмена валюты и применены финансовые и юридические методы по снижению товарооборота между Узбекистаном и другими странами. Ну, не дебилы ли? В итоге к 2000 г. завод стал делать лишь… бытовой ширпотреб, а к 2002 г. просто встал. Сегодня предприятие даже переименовано в Ташкентский механический завод, который занимается ремонтом вагонов и латанием старых советских летательных аппаратов.

Спрашивается, в чем была сложность сохранить производство, заключив договора с харьковским заводом, где делались крылья к ИЛам  и с российскими моторостроителями? Надо было закупать у них коплектующие и собирать суперсовременные на тот момент авиалайнеры и военные самолеты. Но...

Проблема №1. Нет денег. Чтобы купить за границей авиадвигатель, нужны доллары, которых у Узбекистана не было, а их сумы нафиг не нужны ни украинцам, ни русским.

Проблема №2.Таможенные пошлины. Украина и РФ желают получить пошлины от экспортируемых за границу товаров. Дело усложняется тем, что в процессе производства некоторые узлы и агрегаты вынуждены по нескольку раз пересекать границы государств (производственная кооперация осуществлялась по всему Союзу), что накручивало «счетчик» до неприемлемых величин и вело к удорожанию конечной продукции. А кто ж будет платить даже за хороший самолет Ил-114 на 30% больше,чем он стоит? Дураков нет! Уж лучше бразильские или канадские турбовинтовые ближнемагистральники купить.

Проблема №3. Сервис. А где брать запчасти? Кто будет заниматься обслуживанием самолетов? Опять проблемы с валютой, таможнями, визами для специалистов и т.д.

Проблема №4. Политика. Это, пожалуй, более всего отпугивает бизнес. В Ташкенте делали отличные транспортно-десантные Ил-76. Самому Узбекистану они, конечно, не нужны. К ним проявили интерес китайцы, а основным потребителем до сих пор является РФ. Но ведь это самолет двойного назначения, который может использоваться как в гражданских, так и в военных целях. А ну как Россия поссорится с Китаем (гипотетически) и Москва начнет шантажировать Узбекистан экономическими санкциями, если тот не откажется от военно-промышленного сотрудничества с китайцами? А вдруг в Узбекистане к власти придет проамериканское правительство, которое, дабы выслужиться перед хозяевами, начнет рушить все связи с русскими?

За примером далеко ходить не надо: Украина исключительно ради того, чтоб подгадить клятым москалям, полностью уничтожила собственный авиапром. А ведь в отличие от Узбекистана Украина являлась одной из немногих стран, имеющих полный цикл авиационного производства. В общем, не удивительно, что Узбекистан быстро утратил все, доставшиеся в наследство от СССР, высокотехнологичные производства, скатившись на уровень Африки. А действуй между Россией и Узбекистаном правила ЕАЭС, этого можно было бы избежать

Евразийский экономический союз – это попытка реанимировать СССР хотя бы в экономическом аспекте. Пока в него входят пять стран – Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Армения. Близок к вступлению Таджикистан. Обсуждается вопрос о дальнейшей интеграции с Китаем, Египтом, Пакистаном, Индией и Ираном. Проявляют интерес к сотрудничеству с союзом Монголия, Вьетнам, еще порядка 10 государств. Внешний контур евразийской интеграции в основном строится на базе зоны свободной торговли.

Вы представляете, как будет зашибись простому обывателю, если Китай подпишет договор о зоне свободной торговли с ЕАЭС? Я недавно  на  Aliexpress купил 18 штук литий-полимерных аккумуляторов, так мне таможня вытарахала мозг и высосала кучу денег, прежде чем я получил товар.

Существует заблуждение, что ЕАЭС – это российская организация, в которой все участники вынуждены плясать под дудку Путина. Это не так. Фактически каждый участник организации абсолютно равноправен, речь идет лишь об общих правилах межгосударственных отношений в экономической сфере. В противном случае  никто бы не стал приглашать в ЕАЭС Китай. Вы можете представить себе, что он станет плясать под дудку Путина?

Да, разумеется, в России и Белоруссии промышленность находится на более высоком уровне развития (или, менее деградировала, если хотите), чем в Киргизии и Армении, и потому в производственных цепочках, которые выстраиваются в рамках союза, эти страны не будут играть большой роли. Но для них участие в организации даже более важно, чем для России, потому что для этих стран Россия – крупнейший, а в некоторых отраслях и единственный рынок сбыта.

Или возьмем Казахстан. Уж на что РФ нефтезависима, но Казахстан по причине более высоких промысловых издержек нефтезависим еще больше (до 80% бюджета страны имеет углеводородное происхождение). Нефть – фсё. Пора вспоминать, как работать руками и головой. В рамках союза подняты цены на поддержанные иномарки. Соответственно вырос спрос на автомобили ВАЗ, которые занимают более четверти азахстанского рынка. Сейчас решается вопрос о создание сборочных предприятий ВАЗа в Казахстане для их внутреннего рынка и для сибирского региона. С точки зрения логистики такая схема выгоднее.

С особенным нетерпением ждут создания общего рынка лекарств фармацевты, поскольку в разных странах правила оборота медикаментов настолько разнятся, что крайне затрудняют бизнес небольших игроков. В то же время мировые монополисты имеют больше возможностей подмять под себя небольшие страны. В фармацевтике общий рынок действует с 2016 г. Ждем результатов.

В общем, как ни крути, а альтернативы ЕАЭС для постсоветского пространства просто нет, особенно когда страны-участницы союза, наконец, перейдут от сырьевой модели экономики к экономике высокого передела:

- Цены на товары падают за счет уменьшения издержек. Казна, вроде бы, теряет доходы от пошлин, однако гораздо больше она экономит на том, что нет необходимости содержать мытарей на экономических границах и получает дополнительный доход от того, что больше налогов платят ожившие производства.

- Ценовой сдвиг активизирует внутреннюю конкуренцию. Если белорусская картошка дешевле, российские картофелеводы вынуждены модернизировать свое производство, переходить на более высокий технологический уровень

- Свобода движения капиталов позволяет (пока, правда, чисто гипотетически) получить более дешевый кредит.

- Растут зарплаты благодаря оживлению межгосударственной кооперации (от этого, кстати, выигрывают более всего страны с низкой стоимостью труда – Казахстан, Белоруссия), повышается уровень занятости населения.

- Соответственно, растет ВВП стран-участниц.  Ну, пока, конечно, не растет. Но хотя бы медленнее падает.

Есть и ряд аспектов неэкономического характера, который не остается без внимания стран ЕАЭС. Прежде всего это вопрос безопасности и укрепления внешних границ союза. Ведь фактически государственной границы между Белоруссией и Россией нет, как нет границы между Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. А граница между Таджикистаном и Афганистаном состоит из одних дыр. В результате от афганских долин до Бреста никаких серьезных преград для наркотрафика нет. А вот в рамках Евразийского союза вопрос безопасности внешних границ хоть со скрипом, но начал решаться. Ну, хотя бы потому, что силы не отвлекаются на обеспечение границ внутренних.

В РФ за интеграцию в рамках ЕАЭС отвечает вице-премьер Игорь Шувалов, как куратор общего экономического блока. Давайте подумаем, за что ему можно предъявить претензии в этом направлении? Явных косяков тут не вижу. Но, надеюсь, в коментах знатоки объяснят мне, что я снова опять, как всегда, не прав.

Конечно, хочется, чтобы интеграция осуществлялась еще «более лучше» и в 125 раз быстрее. Неизбежным я считаю создание общей валюты внутри ЕАЭС или хотя бы единой расчетной единицы, как, например, внутри стран СЭВ все расчеты осуществлялись в безналичных переводных рублях.

В идеале законодательство наших стран должно быть унифицировано настолько, чтоб, например, индивидуальный предприниматель (ИП), зарегистрированный в России, мог осуществлять предпринимательскую деятельность в любой из стран ЕАЭС без бумажной волокиты, просто встав там на налоговый учет явочным порядком.

Эдак потихоньку и до единого государства доковыляем (эх, мечты, мечты...).

Да, есть у ЕАЭС и критики. Но критика эта такова, что лучшей похвалы и быть не может. Например, журнал Bloomberg Businessweek разгромил идею экономического союза между осколками СССР за то, что таким образом создается новый «железный занавес», препятствующий «молодым постсоветским демократиям» интегрироваться в мировую экономику, сотрудничать с ЕС и Китаем.

Ну, что ж, давайте поглядим, насколько успешно получится интегрироваться в европейскую экономику Украине, которая уже подписала договор об ассоциации с Европейским Союзом. Думаю, лет через пять все окончательно прояснится. Увидим, сможет ли Украина продавать в Европе свои автомобили, станки и самолеты. Насчет чугуна и морковки украинцам ловить нечего, потому что конкурировать с китайцами по металлам и израильтянами по овощам они в принципе не смогут. Спроса на дешевую украинскую рабочую силу тоже вряд ли стоит ожидать. Молдаване обойдутся однозначно дешевле.


Tags: ЕАЭС, экономика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo kungurov may 17, 2012 21:02 12
Buy for 100 tokens
Мои серии: Если бы я был Сталиным, Возможна ли в РФ революция?, Как победить коррупцию, Теракты в московском метро: почерк спецслужб, Почему падает рубль, Украинскй зомбиленд: взгляд изнутри, Феномен Собянина: то, о чем не знают москвичи, Как я спасал режим Януковича, Анатомия…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 403 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →