Алексей Кунгуров (kungurov) wrote,
Алексей Кунгуров
kungurov

Category:

Самый гениальный троллинг в истории российского бизнеса



Сегодня ко мне по старой памяти обратился владелец одной торговой сети и попросил придумать кризисную рекламную кампанию. Кризисную – это значит, что денег на рекламу мало, если честно, почти нет, а эффект должен быть убийственным. Ну, в смысле, он хочет убить своих конкурентов, забрав себе их покупателей, потому что иначе ему не выжить.

Вообще-то такая задача кажется нерешаемой. Можно, конечно, провести рекламную кампанию почти без денег, например, в соцсетях (вирусный эффект рулит), но убийственной она не станет. А можно урыть всех конкурентов в городе, однако затраты будут убийственны прежде всего для моего клиента.

Начал я работу, как обычно, с поиска и изучения аналогов. Три часа насиловал Гугл самыми изощренными запросами, но результаты были, мягко говоря, невпечатляющими.  Решил отдохнуть. Лучший отдых – это смех. Со смешным нынче напряг, но я уже научился веселиться там, где другие лишь плачут. Пришла мне в голову изощренная идея: посмотреть, что пишут в ЖЖ прокремлевские шлюхи, комментируя падающую нефть – вот где ржач. Пробежал я глазами френдленту, и тут меня буквально накрыло. Черт, ведь это же настолько просто, что проще быть не может! Если у тебя есть конкуренты и нет денег на убийственную (для них) рекламную кампанию, то надо заставить конкурентов оплачивать твою рекламу!!!

Эта гениальная мысль торкнула меня во время прочтения поста Тимоши Васильеа (ntv). Суть его наброса в том, что МТС будет а-я-я-яй за то, что в торговой сети Телефон.ру продают симки в упаковках цветов конкурентов. В частности «Мегафон» уже возбудился настолько, что подает жалобу в ФАС и в суд. В припадке бьется так же и сеть «Связной», требующая за использование цветных квадратиков компенсацию в размере 77,6 млрд. руб. Батхерт приключился такой силы, что сегодня о скандале пишут уже «Ведомости», «Коммерсант», РБК и другие.

На первый взгляд, маркетологи МТС лажанулись – решили наипать потребителя, впаривая ему свой продукт, под видом продукта конкурентов, да не просчитали последствия своего опрометчивого шага. Но я-то знаю, что вероятность такой детской ошибки в столь серьезной фирме исключена от слова «совсем». К тому же, как можно обмануть потребителя, если он не просто покупает нечто в упаковке-обманке, но подписывает при этом контракт на фирменном бланке другой компании? Да и на самой сим-карте четко написано – МТС…

И тут меня осенило – маркетологи МТС все просчитали досконально, они рассчитывали вовсе не на тупость потребителей, а на неадекватную реакцию своих конкурентов, у которых от такого наглого покушения на их бренды пуканы лопнули и дали медийный выхлоп силой пять Хиросим в тротиловом эквиваленте. Блогосфера кипит, по соцсетям уже хохмы завирусились.

Началось все с «Мегафона», с обидки на якобы поругание его авторских прав. Смотрим на фотку и смеемся: «Мегафон» в припадке бьется лбом о паркет, пытаясь представить дело так, будто ему принадлежат авторские права… на зеленый цвет. Может быть, окружность – тоже их интеллектуальная собственность? У нас во дворе круглые клумбы – мы теперь должны за это «Мегафону»? РЖУНИМАГУ! Вот же тупые!  

Ах, да, полагаю, надо объяснить читателю, в чем тут юмор. Мегафонщики обвинили своего конкурента в том, что МТС «скопировал их бренд». Но такого понятия, как «бренд», юридически не существует . Есть понятие «зарегистрированный товарный знак». Я в свое время занимался разработкой товарных знаков и потому специфику знаю. Согласно ст. 1515 ГК РФ «Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение» только в том случае, если данный знак зарегистрирован. Для того, чтобы зарегистрировать словесный или графический знак, он должен обладать различительной способностью и новизной, то есть иметь такие уникальные элементы и их сочетание, которые позволяют его уверенно идентифицировать.

Так вот, если речь идет о графическом знаке, то различительной способностью не обладают «линии, простые геометрические фигуры, а также их сочетания, не образующие композиций, дающих качественно иной уровень» (источник). Если кто не понял, объясню совсем уж просто: буквы и даже слова не могут являться чьей-либо интеллектуальной собственностью, а вот уникальное сочетание слов, образующее ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ – это уже собственность писателя, находящаяся под охраной закона.

«Застолбить» права на использование в товарном знаке цвета или любого сочетания цветов вообще принципиально невозможно. В противном случае «Мегафон» не мог бы использовать зеленый цвет в фирменном знаке, поскольку «Сбербанк» зарегистрировал свой бренд гораздо раньше. Или синие джинсы могла бы делать только фирма Levi's. Поэтому Телефон.ру имеет полное право использовать в упаковке своих товаров цветные квадратики как у «Связного» в любых комбинациях, и зеленый цвет с кружками он тоже может ляпать как угодно, где угодно и когда угодно, не опасаясь даже гипотетических претензий со стороны кого-бы то ни было.

Выводы: МТС провернула самую эффективную троллинг-компанию в истории России, затратив НОЛЬ рублей (цветной картон не в счет, упаковку в любом случае надо было печатать, даже если она будет фирменного красного цвета), получив в СМИ самую лучшую рекламу – рекламу с привкусом скандала. Рекламу, которую ОПЛАЧИВАЮТ ИХ КОНКУРЕНТЫ, поведшиеся на гениальную разводку. Респект вам и уважуха! Пока обиженные будут ныть по судам, «телефонщики» стант подсчитывать барыши, шумиха в СМИ им обеспечит аншлаги.

Спасибо Телефон.ру за отличную идею для «убийственной» рекламной компании моего клиента, которую я уже придумал. Если дело выгорит, заработаю 50 тыс. руб., что очень неплохо за полдня работы. В порядке благодарности я вам даже готов скидку 50% дать, если вы разместите свой баннер в моем скромном бложике.

Tags: МТС, Мегафон, дебилизм в натуре, скандал, экономика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo kungurov may 17, 2012 21:02 17
Buy for 100 tokens
Мои серии: Если бы я был Сталиным, Возможна ли в РФ революция?, Как победить коррупцию, Теракты в московском метро: почерк спецслужб, Почему падает рубль, Украинскй зомбиленд: взгляд изнутри, Феномен Собянина: то, о чем не знают москвичи, Как я спасал режим Януковича, Анатомия…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 206 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal