Алексей Кунгуров (kungurov) wrote,
Алексей Кунгуров
kungurov

ОПлатошенные дальнобои: что к чему, кто виноват и что делать



Уже раз 50 попросили высказать свое мнение относительно протестов дальнобойщиков. Вопрошающие, конечно, надеются, что я захлебнусь от восторга: дескать, вот они, первые реальные протесты против путинской тирании, наконец, хоть кто-то осознал, что если не будешь протестовать, с тебя будут драть по три шкуры и т.д.

К сожалению, тема гораздо сложнее, здесь нет честных работяг-дальнобоев, которые восстали для того, чтобы мы с вами не переплачивали в магазинах за хлеб и яйца; как нет и ужасного Путина, который только и думает целыми днями, как бы содрать с нищих еще хоть что-то. Если кто в этой истории и выглядит, как говно - так это те, кто примазывается к протестам и пиарится на них. Но об этом позже. Сначала раскрою экономическую подоплеку. Автомобильный транспорт по объему внутренних грузоперевозок сегодня в России лидирует. Распределение объемов перевезенных грузов выглядит так:

Автомобильный - 68,1%
Железнодорожный - 16,1%
Трубопроводный - 14,5%
Морской и внутренний водный - 1,4%

Первое, что бросается в глаза -ничтожная доля на рынке железнодорожного транспорта. Причина проста - себестоимость железнодорожных перевозок заоблачно высока, а уровень сервиса предельно уепищный. Государство проявило полнейшую недееспособность в организации эффективной работы сложных логистических систем. Оно и понятно - это ведь не выборы по-чуровски проводить и не с терроризмом в телевизоре бороться. Тут нужно и мыслить стратегически, и работать с прицелом на десятилетия, и само собой искать эффективных управленцев, чтоб преложить на них всю головную боль.

А как с этим обстояло дело в "неэффективном" совке? Справочная литература дает исчерпывающий ответ. В 1975 г. себестоимость перевозки груза на 10 тонно-километров (ткм) составляла:

Морским транспортом - 1,9 коп. (КОПЕЕК!!!)
Речным транспортом - 2,4 коп.
Железнодорожным трнспортом - 2,6 коп.
Автотранспортом - 50,5 коп.

Как видим, себестоимость перевозок по "железке" в 25 РАЗ ДЕШЕВЛЕ, чем автотранспортом!!! Кто бы сомневался, так и должно быть, поскольку в понятие "себестоимость" входят не только амортизация техники и расход горючего, но и содержание самой транспортной сети. В СССР, где существовал единый народнохозяйственный комплекс, деньги считать умели и потому транспортную схему строили фундаментально. Скелетом, на котором базировалась транспортная связность страны, были именно железнодорожные магистрали. А вот доехать на авто от Владивостока до Москвы было крайне затруднительно по причине "фрагментарности" автодорог. Да и не нужно это было. Зачем, если пассажирские перевозки автотранспортом тоже невыгодны? В 1972 г. себестоимость перевозок на 10 пассажиро-километров выглядела так:

Железнодорожный транспорт - 5,9 коп.
Автобусный - 9.6 коп.
Воздушный - 13,6 коп.

Но то было при «проклятом совке». Сегодня даже пассажирские авиаперевозки в среднем дешевле, чем железнодорожные – и это жирный крест на дееспособности наших «эффективных менеджеров». Убив железнодорожный транспорт, «эффективные» с удивлением обнаружили, что расходы на содержание сети автомобильных дорог резко возросли. Оно, конечно, прекрасно, потому что воровать на дорожном ремонте/строительстве – одно удовольствие. Однако это лишь в том случае, если есть, что воровать. Раньше что воровать – было, бюджет пух от шальных нефтедолларов, а теперь халява кончилась. Аппетиты остались, а в бюджете – пусто. И тут наше «человеколюбивое» правительство наконец решило переложить бремя расходов на того, кто виноват (к сведению – в Европе это сделали давно и в более изощренной форме, но и об этом позже). Виноваты в первую очередь  дальнобои, которые и разбивают в хлам дороги.

Согласно распоряжению правительства, на всех федеральных трассах России с 15 ноября запущена в эксплуатацию система взимания платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 т под названием «Платон».  В период с 15 ноября 2015 г. по 29 февраля 2016 г. плата будет рассчитываться, исходя из фактического пробега таких транспортных средств по тарифу 1,53 руб. за километр пройденного пути. А с 1 марта 2016 г.до 31 декабря 2018 г. тариф будет увеличен до 3,06 руб./км. Планы правительства - собирать таким образом 40 млрд. руб. в год. Это будто бы позволит к 2019 г. привести все федеральные трассы в нормальное состояние (в это кто-нибудь верит?).

С одной стороны - справедливо, ведь одна фура "амортизирует" дорожную сеть по утверждению СМИ как 20 тысяч легковушек, проехавших то же расстояние. Цифры, возможно, завышены, но факт, что грузовики убивают дороги очень быстро. Я сам наблюдал, как самосвалы за полгода превратили дорогу возле дачи в полосу препятствий, когда стали возить по ней песок с карьера. А до этого она четыре года была вполне приличной. Но есть и другая позиция: - бремя расходов ложится не на водителей-частников, и даже не на крупные транспортные компании, а на рядового потребителя. Объясняю.  Один мой знакомый водила утверждает, что если с его 18-тонника будут брать дополнительно три рубля за км, то в магазине продукты подорожают на 10%. На первый взгляд это - бред. Если сейчас у него тариф 22 руб./км, и он вырастет на 14%, то на 14% вырастет лишь транспортная составляющая стоимости продуктов, а не их общая цена.

Но если копнуть глубже, то ведь прежде чем булка попадет на полку магазина, транспортная составляющая накрутится несколько раз. В этом так же нет ничего фатального, но все же: семена в агрофирму надо привезти из Нидерландов, ГСМ доставляются автотранспортом, техника - автотранспортом, в элеватор зерно - тоже. С элеватора на мельницу зерно везут на фуре, муку на хлебокомбинат так же на ней. 10% подорожания, конечно, не получится, не все эти грузы поедут по федеральным трассам, но какой-то рост цен, наверняка произойдет.

Председатель центрального комитета межрегионального профсоюза "Дальнобойщик" Валерий Войтко обращает внимание:  время для того что бы лечь в "Платоново ложе"  выбрано крайне неудачное - в стране кризис, бизнес и так пытается выжить. Введение такого тарифа по его мнению добавит к годовой инфляции еще около 5%.

Ко всему прочему, есть мнение, что  тариф в три рубля за км - это лишь начало. Обычно  у нас любые тарифы подтягиваются к "мировым" показателям. Все же вечно ставят в пример Европу! А тут - такие перспективы открываются: даже в Белоруссии тариф для большегрузов - 10 руб./км, в Австрии - 32 руб./км.

Но, в случае если дальнобоев оПлатошат по текущему тарифу, для конечного потребителя это не будет накладно: подумаешь, подорожает охлажденный лосось на 3%, а мороженный на 1% - это ведь не картошка. И в этом смысле не до конца понятны столь яростные акции водителей, которые выступают не против повышения цен на продукты, не против экономической политики властей, а лишь конкретно против платонщины. В фокусе - именно инструмент по сбору средств: ни правительство, ни неразвитая дорожная сеть, а именно "коробочка", которая будет брать плату, за то, что большегрузы разбивают дороги.

Вот еще занимательный факт - ключевым регионом протеста стал, внимание - Дагестан! Если говорить о перевозке готовой продукции (подчеркиваю готовой, без учета сырья, которое, справедливости ради, не всегда перевозится между "колхозами" по федеральному асфальту и не всегда большегрузами), то вот что мне показал калькулятор и специально обученная программка:

Кизляр-Москва: оплачиваемое расстояние 1643,81 км - 2513,86;
Махачкала-Москва: 1775,147 км - 2714,72;

Если взять овощи на Кавказе и привезти их в Москву, заплатив +2500 руб. все дальнобои разорятся и цены в "Ашане" взлетят в небеса? Правда что ли?

Кстати, в той же Белоруссии, не смотря на очень высокую плату за проезд фур по дорогам, никто не плачется, что пенсионерам из-за этого не по карману купить в супермаркете селедку. Секрет прост: большинство большегрузов осуществляют транзит через территорию страны, и потому белорусам выгодно, что бремя содержания дорог в основном несут иностранцы. Для справки: 90% импорта, который поступает в Россию, прибывает именно по автодорогам, в основном через Белоруссию и Финляндию.

Теперь о Европе. Там доля грузоперевозок автотранспортом составляет 44% - ниже, чем в РФ, но все же это весьма внушительная цифра. Почему же по "железке" перевозится не более 10% грузов, не смотря на весьма развитую в Старом Свете сеть стальных магистралей? Неужели там не умеют считать деньги хотя бы на уровне советского Госплана? Нет, там с умением считать деньги все ОК. Дело в том, что среднее транспортное плечо в ЕС в разы короче, чем в России. Грубо говоря, перевозки на 500 км рентабельнее железнодорожным транспортом, а на меньшую дистанцию дешевле тягать грузы фурами, не смотря на высокие транспортные налоги. Но в компактной Европе просто нет большой необходимости совершать продолжительные перевозки. Ведь даже "большая" Германия протянулась с запада на восток (от Аахена до Дрездена) всего на 540 км - это почти вдвое меньше, чем от Москвы до Волгограда.

Если же есть нужда перевезти грузы на большие расстояния, то европейцы охотно используют самый дешевый морской транспорт - его доля 41% в общем объеме грузоперевозок в ЕС (в 30 раз выше чем в РФ!). Поэтому высокие дорожные налоги в ЕС оправданы - они стимулируют экономические субъекты пользоваться наиболее дешевым и при том экологически чистым видом транспорта, благо там есть выбор. А в России альтернативы автомобильным грузоперевозкам сегодня нет, и потому значительный рост "платонщины" не простимулирует экономику, а подкосит ее.

Мое личное мнение таково: внедрение покилометровой дани с "дальнобоев" - правильная мера, но несвоевременная. Для начала надо навести порядок в РЖД, вернуться к адекватноым тарифам (кстати, себестоимость перевозок в РЖД - коммерческая тайна!!!). Тогда на фурах грузы будут возиться не из Москвы в Новосибирск 3400 км, а лишь от Новосибирска до Бердска 50 км. Впрочем, до Бердска тоже рельсы проложены, поэтому фактически автомобильное транспортное плечо становится еще меньше. И самое приятное в данном случае то, что от станции разгрузки до потребителя грузы будут перевозить уже не 20-тонные тяжеловесы, а "Гезели" и 10-тонные "Камазы", с которых плата за проезд взыматься не будет. Рынок дальних автоперевозок значительно усохнет, но не исчезнет, поскольку скоропортящиеся продукты никаким иным способом на большие расстояния быстро не перебросить.  Надеюсь, ситуацию я обрисовал доходчиво? Еще раз повторю: правительство приняло в данном случае меры правильные, но в России даже правильные вещи умудряются делать через жопу.

А теперь о говне. В высшей степени говнисто повели себя коммуняки-зюгаши. Когда в Госдуме принимался закон о взымании платы за проезд, когда в верхах решали, что "концессия" по сбору денег будет отдана правильным пацанам" без конкурса (это объяснили соображениями государственной безопасности), краснознаменные борцы за народное счастье тихонько помалкивали и не осмеливались голосовать против "антинародных законов". А как только антинародные законы при их поддержке оказались приняты, они начали с ними бороться - слюнями в СМИ брызгать, митинги протеста собирать. А где же вы, п-сы, раньше были?

А раньше на этом вопросе пиариться было невыгодно. До того, как закон принят, кураторы из администрации президента просто не позволили бы поднимать шум, после - тема была не на слуху. Даже сами дальнобойщики матерились себе под нос, кряхтели, но бучу не поднимали. И лишь только когда закон вступил в силу, затеяли французскую забастовку: по обочинам фуры стоят, а по второй полосе ползут со скоростью 10 км/ч. Это, разумеется, вызвало колоссальный общественный резонанс, всколыхнуло общество не меньше, чем теракты в Париже, не смотря на крайне скудное освещение темы в СМИ.

Вот тут-то трусливые зюгаши и повылезли на трибуну поддержать "народные протесты". Кое-где они их даже решили организовать, например, в Кирове или Челябинске, но их потуги поддержки в массах не получили. Массы не питают иллюзий насчет мотивов коммуняк.Сами понимаете, когда такое чмо, как Рашкин, начинает поднимать народ на борьбу с кримнально-олигархическим режимом, это выглядит  очень смешно.Председатель клуба челябинских дальнобойщиков "Братишка" Кирилл Карташков возмущен такой медвежьей услугой со стороны коммунистов:

"Вообще эта акция подставляет дальнобойщиков - стояли в пробках челябинцы, стояли скорые, и если кто-то пострадал - кого станут винить? Сейчас многие пытаются к нам присоседиться и выехать на дальнобойной теме. Вот завтра коммунисты будут митинговать - они-то каким боком? Это популизм и подготовка к выборам в Госдуму. Наш юротдел собирает документы, будем законными путями проблему решать. Нам надо работать, а не митинговать".

Ну, и, разумеется, как только завоняло жареным, подтянулся на сцену наш главный борцунишка с режЫмом - Олешенька. Ага, Навальный. Раньше он, как и коммуняки, никакой проблемы в упор не замечал. Он по жизни - шакал, падальщик, отрабатывает ротиком только по тем темам, где можно красиво понтануться. Сейчас он заделался истовым "свидетелем Платона". Не будем даже вспоминать, что у него самого по части воровства и коррупции рыльце в пушку, это в данном случае не важно. Обратим внимание на подачу темы в его бложике. При беглом прочтении так и хочется поддержать Леху - мол, смелый парень, рубит правду-матку, выводит олигархов на чистую воду. Но это от того, что Навальный - грамотный манипулятор, умеет поднять эмоциональную волну (зря что ли его американцы в Йелле учили?).

Но если выключить эмоции и проанализировать текст Навального рассудочно, отфильтровав все охи и ахи, то в сухом остатке будет следующее:

1. Путин плохой, потому что во всем плохом виноват только Путин, и никто больше.
2. "Платон" - кормушка друзей Путина, которые плохие, и поэтому их нельзя сажать на эту кормушку.
3. Принцип, по которому бремя содержания дорог накладывается на того, кто их "ушатывает" - плохой, потому что см. пункты 1-2.

Как видим, ни экономического анализа, ни какого-либо конструктива в воплях Навального нет. Допустим, "Платон" отдали бы в руки олигарха Прохорова, который Навальному помогал и даже лично на Болотную выходил за швабоду белой лентой махать. Стал бы Олешенька в этом случае вонять? Конечно, нет, потому что для него не система плоха, а лишь бенефициары этой системы (кто хочет поспорить - предъявите ссылки на посты, где Леша громит Мишу). И в этом весь Навальный!

Tags: Навальный, Рашкин, протесты дальнобойщиков, экономика
Subscribe

  • Перспективы Украины

    Все то, о чем я писал вчера (а вчера – только повторил написанное ранее) получило подтверждение с неожиданной стороны – еще 30…

  • Коррупция, протесты, война

    Начало здесь. Как обещал, раскрываю тайну беспрепятственного проникновения боевиков ХАМАС в Израиль. Никакой теории заговора в этом не вижу.…

  • Верхи не могут, низы не хотят

    Начало здесь. В предыдущем посте я поставил такой вопрос: поскольку тоталитарный режим возникает только тогда, когда есть проект развития,…

promo kungurov may 17, 2012 21:02 17
Buy for 100 tokens
Мои серии: Если бы я был Сталиным, Возможна ли в РФ революция?, Как победить коррупцию, Теракты в московском метро: почерк спецслужб, Почему падает рубль, Украинскй зомбиленд: взгляд изнутри, Феномен Собянина: то, о чем не знают москвичи, Как я спасал режим Януковича, Анатомия…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 703 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Перспективы Украины

    Все то, о чем я писал вчера (а вчера – только повторил написанное ранее) получило подтверждение с неожиданной стороны – еще 30…

  • Коррупция, протесты, война

    Начало здесь. Как обещал, раскрываю тайну беспрепятственного проникновения боевиков ХАМАС в Израиль. Никакой теории заговора в этом не вижу.…

  • Верхи не могут, низы не хотят

    Начало здесь. В предыдущем посте я поставил такой вопрос: поскольку тоталитарный режим возникает только тогда, когда есть проект развития,…