
Недавно меня причислили к лику экспертов Центра Информационных Коммуникаций «Рейтинг» и доверили право выставлять оценку работе мэров и губернаторов. Буду теперь надувать щеки, хмурить брови и ставить им колы, двойки и неуды за поведение. В связи с этим получил по рассылке подборку аналитики, посвященную дорогому Сергею Семеновичу свет Собянину. У него через пару недель полукруглая дата – пять годочков, как возглавляет столичное хозяйство. Вот по ссылочке образчик апологетического славословия. Кому интересно – наслаждайтесь.
Все, как говорится, ниасилил, ибо многабукаф, и так ясно, что по сравнению с Собяниным, Геракл – пацан в коротких штанишках, а его 12 подвигов – унылый порожняк: то льва какого-то замочил, то 50 дочерей царя Феспия оплодотворил, то навоз из конюшни выгреб. У Собянина для этой мелочевки сотня тыщгостей-мигрантов в оранжевых жилетках есть, которые блеск на улицах наводят. Сам мэр свершает дела масштабные, и простым смертным не то что непосильные, но даже непостижимые их скудным умишкам. Например, Собянин разгреб московские пробки. Частично, конечно.Сам я оценить успехи по борьбе с транспортным коллапсом не могу, поскольку передвигаюсь по столице исключительно на метро, но документглаголит об этом следующее:
«В 2015 году средняя скорость движения транспорта в городе впервые не сократилась, а выросла на 12%. В т.ч., на вылетных магистралях средняя скорость выросла на 8% – с 36 до 39 км/ч, на МКАД на 15% – с 59 до 68 км/ч, в зоне платной парковки на 12% – с 42 до 47 км/ч. Загруженность дорог уменьшилась в среднем на 25%.»
Погуглил. Вроде не врут. Судя по рейтингу нидерландского агентства TomTom, Москва по показателю загруженности дорог с 1 места в топе, которое она занимала в 2012-2013 гг., по итогам прошлого года опустилась на 4-е, пропустив вперед Стамбул, Мехико и Рио-де-Жанейро. Последние 25 лет загруженность московских дорог только нарастала и нарастала, а в прошлом годе начала снижаться. Возможно, из-за 400 км новых «собянинских» дорог, что в 2,5 раза больше чем за предыдущее пятилетие (168 км). А может, как пишут злопыхатели, сервис Яндекс-пробки стал занижать баллы загруженности дорог – те заторы, которые раньше оценивались в максимальные 10 баллов, стали оцениваться лишь в 7. Хотя вряд ли голландцы будут строить рейтинг на данных интернет-сервисов.
Еще в Москве за собянинскую пятилетку построены и введены в эксплуатацию 34 км новых линий метро и 18 станций, что в 1,5 раза больше предыдущего пятилетия (24 км линий и 11 станций). По темпам метростроения Москва уступает только мегаполисам Китая. В метро появился халявный Wi-Fi. Это гуд.
На будущий год в столице вообще ожидается транспортная революция – открытие пассажирского движения по кольцевой железной дороге. Не знаю, кому за это надо «ку» делать – то ли Якунину, то ли Собянину. В присланной аналитичке Якунин не упомянут. К тому же он уже того, «бывший». Так что вся слава достается Семенычу.
Далее в там упомянуто, что в 2011-2014 гг.число пассажиров пригородных поездов выросло на 40% – до 680 млн. человек (в 2010 г. – 480 млн. пассажиров). Дескать, это позволило разгрузить московские улицы.
Не знаю, как в реальности, а в записочке сказано, что в начале 2011 г. Собянин запретил в столице уплотнительную и точечную застройку. Да, помнится, при Лужкове много вою было по поводу сноса исторических зданий и всякого прочего архитектурного беспредела. Неужто угомонились? При пчеловоде в Москве снесли аж три тысячи зданий, в том числе представляющих архитектурную и историческую ценность. При Собянине мэрия отказала застройщикам в сносе 195 зданий, и даже выявила 98 новых памятников. Всего в Москве 4 тысячи памятников, нуждающихся в «охранной грамоте», оформлены документы на 3 тысячи объектов культурного наследия.
Погуглил. Градозащитники, конечно, вопят, что понаехавший сибиряк - варвар и хочет снести всю Москву и уже порушил памятников больше, чем Лужков. Но и более-менее адекватные источники говорят, что при новом мэре рушат старину, ничего не стесняясь. Дискуссия ведется лишь о том, беспределят застройщики с одобрения московских властей или последние типа хотят, но не могут обуздать алчных девелоперов.
Вспомнил, что творилось при Собянине в Тюмени. На планете было всего два города, исторический центр которых представлял собой целый комплекс зданий, украшенных деревянной резьбой (глубокой) – Томск и Тюмень. Не знаю, как в Томске, а в Тюмени весь старый центр при Собянине сгорел. Случались, сцуко, «самовозгорания», порой по два за ночь. И баяли, что причиной было, дескать, нежелание властей отдавать территории под застройку. Вот и жгли дома. А как очередной памятник архитектуры сгорит – так уже и строить можно по причине утраты объекта охраны. Вот и гадайте, имел к этому отношение Собянин, или не имел.
Одни говорили, что он чуть ли не лично по ночам ходил и керосинчиком плескал на сарайки. Более осведомленные товарищи лишь снисходительно улыбались: мол, выгода от «самовозгораний» была только собственникам, потому что взамен они получали возможность получить взамен красивых но ветхих деревяшек благоустроенное жилье. В качестве аргумента приводили такой факт: «самовозгорались» почему-то жилые дома, а деревянные памятники, в которых размещались учреждения (такое не редкость), уцелели. В общем, подозрения в данном случае с Собянина снимаются.
В Москве по формальным показателям с охраной памятников истории и культуры все ОК – отремонтировано за годы собянинщины 616 объектов, благодаря чему доля памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии снизилась с 39% до 24%.
С благоустройством, если верить официальной стстистике, вообще все в ажуре. Всего в Москве 23,6 тыс. дворовых территорий. В 2008-2010 ггг. работы по благоустройству дворов были фактически свернуты, а в период 2011-2015 гг. было приведено в порядок и благоустроено 20,3 тыс. дворов, то есть ВСЕ из тех, что нуждались в благоустройстве. В результате в городе появились дополнительно 3 тыс. детских площадок с безопасным покрытием, 1,5 тыс. игровых городков, 1 тыс. спортивных площадок. 3,5 тыс. комплексов уличных тренажеров для занятий воркаутом, 190 новых катков. Помимо этого благоустроено порядка 400 зеленых территории, включая 3 новых парка. В дополнение к Арбату в Москве появилось несколько пешеходных улиц, всего же в было создано 232 км пешеходных зон и маршрутов. До Собянина велодорожек в столице не было вообще. Теперь 210 км и 150 станций велопроката. Сам, правда, не видел, но если Гугл не врет, скоро еще 246 км велотрасс появится вдоль набережных.
Еще вдвое меньше стало киосков и в 8 раз меньше наружной рекламы. Тут не спорю, сам заметил. Пишут, что за собянинскую пятилетку в московском воздухе стало на 20% меньше оксида азота, оксида углерода – в среднем на 30% и взвешенных частиц – в среднем на 10%. Это потому что в городе запретили продавать бензин стандарта Евро-4, пробки подрассосали и закрыли цементный элеватор в Печатниках. Вода из крана престала отдавать хлоркой, обеззараживают воду теперь более прогрессивными методами.
В социальной сфере материально-техническое оснащение улучшилось, с чем спорить не буду. Даже, говорят, продолжительность жизни москвичей выросла в среднем на три года. А вот отношения с бюджетниками у московских властей временами были очень напряженными.

В общем, в Москве Собянин занимался примерно тем же, чем и в Тюмени: вбухал гигантские бабки в тротуарную плитку, гранитные бордюры и оптимизировал социальную сферу, о чем я предупреждал еще пять лет назад. Правда, в отличие от столичных медиков, тюменские, когда их оптимизировали, на акции протеста не выходили, а сносили оптимизацию молча и покорно, как и педагоги.
В целом в Тюмени массы от Собянина пребывали в полнейшем восторге, его рейтинг зашкаливал за 85% (для сравнения, тогда у Путина он не превышал 65%). Родители были довольны, что в школах и больницах при Собянине сделали шикарные ремонты. А уж о собянинских дорогах в народе просто легенды слагали. В целом, мнение сложилось такое: пришел Сергей Семеныч – появились в городе дороги, а до того были одни ямы да рытвины. Исторический центр позастроили домами для богатеньких? Ну, так эстэтов и всяких прочих ценителей исторической красоты – 0,5% от всех горожан. Остальным пофиг. Пробки на дорогах в городе выросли? Так большинство и тут видит положительный момент: мол, у народа денег стало больше, машин напокупали.
Вроде как глас народа – глас божий, отдельные недовольные пущай идут лесом. В Москве деятельность мэра большинство тоже оценивает со знаком «плюс», и ниипет. Однако о причинах этого «плюса» сказать все же надо. В Тюменской области в год, предшествоваший пришествию Собянинабюджет составлял жалкие 5 млрд руб. А когда он через пять лет в 2005 г. покидал пост губернатора, отправляясь в Москву, доходы казны региона выросли почти до 120 млрд руб.– тупо осваивать не успевали. С деньгами-то любой может и асфальтом дороги закатать, и гранитные бордюры понатыкать, и евроремонт во всех бюджетных учреждениях зафигачить. Так что насчет великих управленческих талантов Собянина я бы заблуждаться не стал. Бешеные баблопотоки в бюджет обеспечивала растущая цена на нефть, и ничего более.
При Собянине в Москве происходило то же самое – бюджет вырос с 1,1 трлн руб. в 2010 г. до 1,6 трлн руб. в текущем году (это еще без учета межбюджетных трансфертов!).Значит на каждого из 12 миллионовстоличного населения приходится 136 тыс. бюджетных расходов в год. Для сравнения: в граничащей ныне с Москвой Калужской областью (не самый бедный регион в стране) этот показатель составляет более чем втрое меньшую цифру – 45 тыс. руб. на душу в год. Вот и крутись, как хочешь!
А как же кризис? Москве кризис – нипочем. Вся страна кризис на своей шкуре ощущает очень даже чувствительно. Например, в бывшей собянинской вотчине – Тюменской области, бюджет-2015 стал ниже, чем в 2005 г. – всего 118 млрд. руб. В Москве же за истекшее десятилетие бюджет вырос в четыре раза! И на будущий год снижать расходы московское правительство не намерено. Царь, стало быть, другу Собянину доверяет, раз в деньгах не ущемляет.
В общем, с одной стороны в аналитичке данные приведены в целом верные – Москва бурно развивается, москвичи могут быть довольны Семенычем – делается для них, москвичей, при нем все больше и больше, а раздражающих факторов становится меньше (например, у Собянина нет жены-миллиардерши, как у старика Батурина). Но вот другим, панимаешь, обидно, поскольку развитие Москвы очень уж ярко выделяется на фоне других регионов.
Выкосил всю помойку Аля банановые республики в виде павильонов и ларьков,
Ввязался в тяжелое дело по очистке свободного пространства от автомобилей через создание платной парковки. Низкий поклон ему за это, прогрессивную оплату в зависимости от загрузки и побольше эвакуаторов без исключения)
Понимает (вроде как) проблему чрезмерных габаритов транспорта для городского пространства. Я так понимаю, что именно поэтому возня и шум со стороны нагловатых порой владельцев пикапов.
Более менее правильный вектор развития улиц (сужение полос, выделенки, расширение тротуаров, пешеходные улицы)
Минусы:
Выкашивание троллейбусов. Это нельзя оправдать, к сожалению, особенно когда в Швейцарии расширяют линии и закупают хай-тек. (Тут вина и общества, которое не учится отстаивать троллейбусы так как отстаивают свои корыта автовладельцы).
Снос дореволюционных зданий (это вина и общества).
Строительство уродливых и чрезмерных ТЦ. Их нельзя вообще строить в Москве больше.
Надземные и подземные переходы. Фривэи и эстакады среди жилой застройки.
Ошибки в проектировании и понимании системы ОТ. Потерянные станции (типа Лужники-Спортивная, которая скоро откроется)
Вот как это делают в Швейцарии:
МиниТПУ
http://offentlicheraum.livejournal.com/1808.html
Еще серьезная проблема по отсутствию контактов с швейцарскими ведомствами и организациями по части различных стандартов в области улично-дорожной среды и зеленого НОТа.
Вот опять скандал, мол еще один управленец туда жить уехал. Давно говорю: давайте строить Швейцарию в России, для этого все есть.
Официальные документы и отчеты департаментов, муниципалитетов и полиции Швейцарии:
http://offentlicheraum.livejournal.com/5487.html
И конечно качество!
Укладка брусчатки в Швейцарии:
http://offentlicheraum.livejournal.com/3532.html
Укладка плитки в Швейцарии: Инженерные коммуникации
http://offentlicheraum.livejournal.com/3022.html
Швейцарский стандарт TED norm 2015
https://www.stadt-zuerich.ch/content/dam/stzh/ted/Deutsch/taz/Fachunterlagen/Publikationen_und_Broschueren/TED_Normen/TED-Norm_2015.pdf
Швейцарский стандарт пешеходных переходов
www.vss.ch/de/shop/show-item/product/3085?q=640241&tx_solr%5Bfilter%5D%5B0%5D=facet_172_stringM%253AAktiv&tx_solr%5Bpage%5D=0&cHash=2b986a6ce82fd1e42489927aaa8398a2
Ошибки в ЖКХ
До сих пор ужасающее качество работ и материалов. Бешеные траты на ремонт и переоснащение. Новые лифты которые надо было еще 40 лет назад запретить и построить Шиндлер в России, краска и тд.
Туалетная плитка по всему городу на крыльце, фасадах, элементах инженерной инфраструктуры и тд.
И вообще не понимаю, почему мы покупаем миллионных специалистов и управленцев в спортивной сфере, но не покупаем швейцарских в области градостроения, стандартов, инженерии, планирования и контроля качества?
И ведь другие страны их нанимают? Раньше мы в царские времена нанимали швейцарцев, итальянцев, немцев. Какие проблемы сегодня?
Edited at 2015-10-12 09:58 am (UTC)
Можно посмотреть города -спутники Москвы, типа Химок. Мытищ, Очень хорошо - Краснодар, Анапа.
Re: все они марионетки масонов
А то он какой-то непонятный, не видно-не слышно, что он кто он и что делает.
МаСКВА...КАК МНОГО В ЭТОМ ДУХЕ...
И как сегодня стало понятно уже многим империи приходит кирдык. Ну москалям может быть и не повезло. Трудно же после 100 летнего паразитирования на самообеспечение переходить. Но мАсква это не вся северная Евразия, а лишь маленькая раковая опухоль, после исчезновения которой большинство ватанов вздохнут полной грудью, отряхнут руки и продолжат трудный путь эволюции...
Велодорожки и велопрокат Кунгуров не видел, потому что они бывают в интересных местах, например от Москвы - Сити до Белого дома. При этом на несколько км набережной есть всего 2 (ДВА!) пешеходных перехода, т.е. люди туда могут попасть либо сделав приличный круг, либо причалив на яхте к пристани. Удобно, хуле...
При Собянине у меня во дворе каждые 2 года срезают заборчики (вполне нормальные) и ставят примерно такие же новые. Старые наверно переносят в соседний двор.
Возле м. Дубровка сняли старую ровную плитку и переложили ЕЁ ЖЕ (!), но только криво. Кому интересно, могут съездить, посмотреть.
А Собянину знатно лизнул, но я не осуждаю, на то и блог раскрученный, чтобы зарабатывать
Добавлю. Не надо завидовать Москве, она умеет зарабатывать деньги, в отличие от регионов-бездельников типа Тюмени/ХМАО. Ведь это главный нефтедобывающий регион. Первое место по экспорту нефти в стране, второе у Московской области
Edited at 2015-10-12 09:22 am (UTC)
Про пробки лукавство, улучшений не вижу. Стали строить много магистралей и развязок, в том числе в жилых кварталах, начисто забыв про обычные улицы и межрайонные проезды. Связность дорожной сети крайне низкая, огромные перепробеги из-за отсутствия мостов через железную дорогу или реки. Вместо нескольких небольших дорог предпочитают строить либо одну магистраль, либо вообще ничего. Неуд.
Про точечную застройку - тоже приврали, она есть, просто её не так много и её маскируют под "реновацию кварталов". Кстати снос хрущёвок при собянине упал раза в 3-4 по сравнению с лужковскими временами - при лужке сносили по 150 хрущёвок в год, а сейчас даже 50 - это предел. Задержись Лужков на пару лет дольше - снесли бы оставшиеся 300 хрущёвок за пару лет, а их всё ещё мурыжат 5 лет. С этим однозначный провал.
С метро не всё так радужно - сроки постоянно срываются, обещание открыть 80 станций за 7 лет ничего, кроме гомерического хохота не вызывает. Постоянные срывы сроков открытия станций. Можете зайти на форум наштранспорт.ру и почитать в том числе отзывы работников метро и строителей. Не стал бы тут ставить плюс Собянину. А его заместителю - Хуснуллину - однозначиный минус: одно враньё и повальная некомпетентность.
Благоустройство - отдельная тема. Нарисовали на асфальте велодорожку - сразу много шума "мэр открыл новую велодорожку!" - хотя асфальт лежит ещё с брежневских времён и по нему на велосипедах катается не одно поколение. В моём районе сейчас массово выкапывают железные ограды, которые ставили буквально несколько лет назад и каждое лето красили. Про покраску бордюров молчу, видимо некуда таджиков пристроить. Вечные перекладывания асфальта там, где нет ям и игнорирование проблемных участков дорог раздражают. Не могу положительно оценить такой балаган.
Такие дела вот, в нашем Собянинске.
О, опять мухинский долбоёб-теоретик нарисовался. Пёсиков боишься? Ничего, добрый дядя-невропатолог может помочь.
Цена на нефть с 2000 по 2005 выросла меньше, чем в три раза. А доходы Тюмени, получается, в 24 раза.
Наверное, что-то еще, кроме непосредственно цены на нефть, на это повлияло...
гость
Про центр не скажу, но стало удобнее, не нравится лишь ликвидация ларьков. В принципе, в сравнении с федеральной властью, у Сергея Семёновича ощутимо больше плюсов, нет откровенно кромешных инициатив и стремления ввязаться в войнушку, что было характерно для Юрия Михайловича.
Хотелось бы ликвидации спущенной сверху разнарядки по храмостроительству и отказа от бюджетных субсидий ХХС.