Алексей Кунгуров (kungurov) wrote,
Алексей Кунгуров
kungurov

Category:

СК – голимое наи..алово или изнанка рекламного бизнеса в РФ

Я, как уже не раз упоминал, работаю в рекламной сфере (но не только там). Иногда пишу для толстых отраслевых и нишевых журналов, иногда работаю в аналитических или социологических проектах, совсем редко – участвую в экономических войнах (рейдерские захваты, противодействие рейдерским захватам). Значительный сегмент рынка занимает Интернет, причем сегмент растущий по объемам (по деньгам в связи с кризисом - спад).

Поэтому порой приходится обосновывать размещение материалов в тех или иных блогах. И тут возникает проблема: тупые заказчики (точнее, контрагенты) желают размещаться непременно у топ-блогеров из первой двадцатки ЖЖ, а еще лучше – из первой десятки, чтоб СК был не менее 10 000. Как же меня задолбало объяснять им, что соцкапитал – голимое наипалово, и смотреть на него не то что нужно в последнюю очередь, на него совсем не нужно смотреть, потому что он никаких объективных данных о блоге не несет.

Был один заказчик – государственное предприятие ВПК. В связи с новыми веяниями решили они продвигать бренд в тырнетах, в том числе в блогосфере и соцсетях. Заказывают анонс, посвященный их участию в международной оружейной выставке. Фотоматериал отличный, техническая информация исчерпывающая. Я говорю: «ОК, сделаю текст в формате bmpd, у него же и разместимся».

-Нет, - возражает клиент, - У него СК маленький, он на 72-м месте, а нам нужен выход на широкую аудиторию.

- Нахрена вам широкая аудитория? Вам нужна не широкая, а целевая аудитория. bmpd – это тематический блог, его мониторят все шпионы военные миссии иностранных государств в России. Зачем им лопатить СМИ, тратить силы для составления еженедельных отчетов по состоянию нашего ВПК? Копипасти этот блог – и начальство будет дюже довольно полнотой и доступностью изложения информации. Давайте сделаем так: организуем типа утечку секретных сведений о вашей продукции. Понятно, что информация не секретная и на выставке она будет доступна любому в буклетике на стоечке на пяти языках. Но пока она нигде не публиковалась и мы сделаем какбэ слив. Все резиденты и атташе тут же проинформируют об этом свои правительства. Выставка еще не открылась, а ваши потенциальные клиенты уже сделают отметочку в плане работы – посетить ваш стенд и постараться вынюхать подробности.

- Не-е-е-ет – яростно возражает клиент, – Нам нужно бренд продвигать, новый имидж формировать, нам нужна широкая аудитория, а шпионы нам не нужны. Хотим у sadalskij размещаться.

Я им и так и эдак объяснял, что sadalskij - фуфло. Уж лучше тогда у lena-miro.ru – сделаем вам, пилять, «новый имидж» - сиськи в мокрой майке с брендом на фоне 3D-модели орбитального истребителя 8-го поколения. Но мой сарказм клиент не оценил, настаивая на варианте sadalskij. В итоге мы с ним вообще общего языка не нашли, и когда он откзался платить 50%-ную предоплату за разработку контента, был без всякого сожаления послан нах.

Короче, дело ясное. Как водится, сам заказчик – лох в паблик релейшенз и своим пиаром не знаимается, поручив это дело по совету «знающих людей» одной «очень солидной PR-группе» (а попробуй не прислушайся к совету, если ты – директор госкомпании, а советчик – важный чел в администрации президента). Советчик, естественно, в доле с «солидной группой». Утверждается нехилый бюджет на промоушен. Далее «солидная PR-группа» имеющая в штате лишь директора и бухгалтера, заказывает план кампании специалистам по медиа-планированию, контент – специалистам по контенту (в данном случае – мне) и итоговый отчет – специалистам по составлению отчетов. Естественно, медиаплан им нафик не нужен, им нужна только написанная умными словами болванка (шаблон), куда ушлые ребята вставят нужные названия блогов и сайтов. А в отчете обычно вообще пишут всякую х-ню с высосанными из пальца графиками охвата аудитории и липовыми отчетами фокус-групп, показывающими «положительную динамику в восприятии имиджа корпорации».

Остается лишь один скользкий вопрос – обоснование бюджета. И решается он просто: Если у блогера высокий СК – значит он и стоит дорого. Понятно, что блогер получает в лучшем случае 50% от означенной в смете суммы, но разве тот же sadalskij откажется от нее? Халява – тебе приносят готовый красивый материал, да еще и деньги платят. К тому же sadalskij знает, что его говнобложик никто не читает и имей он дело с профи, не видать ему  и ему подобным заказов, как своих ушей.

А почему же у него высокий СК? – удивятся многие. Если блог никто не читает – значит и СК должен быть низкий. Нет, чтобы был высокий соцкап, совсем не надо, чтоб ваш блог кто-то читал, и даже писать туда не надо. Главное – копипастить в день 10-20 многабукаф или котиков и иметь несколько тысяч подписчиков. Нагнать подписчиков через всякие френдморафоны - дело техники. Понятно, что ни ты их читать не будешь, ни они тебя, но формальные овер 2500 френдс в наличии.

Тут надо учитывать еще один нюанс: практически все топовые блоги не являются авторскими. Это – плод коллективного труда литературных негров, фотографов, дизайнеров, редакторов. Один человек, как вы понимаете, физически не может строчить по 5-20 постов в день. И даже три содержательных поста каждый день – это анреал. Ведь писаниной в уютную жэжэшечку человек может заниматься только в свободное время. А откуда свободное время у современного человека, озабоченного зарабатыванием денег?

Да, есть блогеры, которые находятся на содержании у «спонсоров» и клепают контент, нужный благодетелю, но это не такое уж и частое явления, причем непродолжительное. Например, сурковские одно время активно проплачивали украинскую (или антиукраинскую, если вам так больше нравится) тематику в блогосфере. Но с началом минского процесса генеральная линия партии изменилась на 180 градусов, поэтому пришлось менять рупоры. Исключение – сливные бачки типа olegmakarenko.ru и nstarikov, которые всегда колеблются только вместе с генеральной линией партии. Сливной бачок – это специфическое медиа, предназначенное для прощупывания отношения аудитории к определенным вбросам.

olegmakarenko.ru – самый статусный бачок рунета. Блог финансируется кремлевской администрацией, имеет мощную техподдержку, значительные усилия тратятся на продвижение контента. Некоторые думают, что задача Фрица – вылизывать очко Пуйлу. Нет, его блог – это постоянно действующая фокус-группа. Сначала какой-нибудь вброс (вот такой, например) делается у Фрица, отслеживается реакция публики, характер комментариев, количество репостов, индекс цитируемости. А после анализа меседж появляется в официозных медиа с многомиллионными аудиториями. Или не появляется, если реакция была получена не та, на которую рассчитывали. В упомянутом случае даже пропутинская аудитория без восторга отреагировала на вброс о легализации в РФ наследников романовской династии (и то верно, ведь царь у нас уже есть). Вот вам и ответ на вопрос, почему у olegmakarenko.ru, наверное, нет ни одного поста, в котором бы не упоминался великий Путин. Главная, и чуть ли не единственная задача государственной пропагандистской машины – создание и поддержание культа личности фюрера. И агитпроп с задачей справляется вполне успешно. Последнее время откровенной лажи в духе стерховождизма и фоток нацлидера в стиле ню нет.

Так вот, вернемся к пресловутому СК. То, что он ровным счетом ничего не отражает, я вам легко покажу. Можно даже на моем собственном примере. Например, аудитория моего блога медленно, но неуклонно растет по всем параметрам. За прошлый год число подписчиков выросло примерно на 40%, выросла общая аудитория (более двух третей ее – не жижисты), выросла комментируемость (среднее количество комментариев под каждым постом – свыше 750 – это абсолютный рекорд за 2014 г. не только для ЖЖ, но и вообще для всего рунета), выросла цитируемость (репосты, ретвиты, лайки). Можно сказать одним словом – выросла популярность. Но при этом СК неуклонно снижался. В конкретных цифрах не скажу, не отслеживал, но эскашный рейтинг, достигнув пика в начале весны (то ли 31-е место, то ли 34-е), в конце года рухнул, до 97-го ( а пиковые провалы, как говорят, были до 130-го места).

Посещаемость:

Комментируемость:

Ростчисла подписчиков:

Изменение СК:

Если популярность блога растет, а СК падает, то что он отражает? Ну , что-то он, наверное, отражает, но что – этого вам никто никогда не скажет, ибо официально формула рассчета СК - секрет. Как видим, никаких объективных оснований для лихорадочных скачков показателя социального капитала нет. Да, показатели посещаемости колеблются, но они в данном случае объективно отражают лишь наличие у меня свободного времени. Мало пишу – мало читают. Много пишу – посещаемость растет.

Есть ли способ независимой и относительно объективной оценки популярности блога? Те блогеры, что живут за счет рекламы, конечно, по первому требованию заказчика предоставят данные Яндекс-Метрики и Google Analytics, но неспециалисту разобраться в этом массиве информации довольно сложно. Я же всем рекомендую предельно простой народный способ, как отличить живой блог от копипастной помойки. Количество подписчиков, как я упоминал выше, не является  свидетельством того, что блог читается. Более того, тут еще имеет значение такой показатель, как глубина потребления информации.

Не помню, как этот термин называется научно, но суть в следующем: еще когда я в доинтернетные времена работал в печатных СМИ, мне приходилось иметь дело с маркетинговыми исследованиями читательской аудитории. Для рекламодателя – тираж совсем не главное. Есть газеты с низкой нормой циркуляции (один экземлаяр читает один человек) и низкой глубиной потребления. Например, ежедневную деловую газету типичный потребитель читает недолго (в среднем 7-10 минут) и только профильную информацию. После этого газета идет в мусорку. Не факт, что он вообще заглянет на все страницы, вряд ли биржевого спекулянта сильно интересует проблема повышения нефтеотдачи пласта, так же как энергетикам не интересны индексы Шанхайской биржи. А вот семейные таблоиды имеют гораздо более высокую норму циркуляции (один экземпляр издания читает вся семья, то есть 2-3 человека) и глубина потребления значительно выше – пенсионеры вообще могут читать газету почти от корки до корки. Не знаю, как сейчас, а 15 лет назад рекордные показатели по глубине потребления и норме циркуляции были у еженедельника «Аргументы и Факты».

В блогосфере, даже если у вас есть достоверная статистика посещаемости блога, доверять ей не стоит. Например, если вы запостили статью с заголовком «Школьница пришла на выпускной без нижнего белья (фото)» попадание в топ и тысячи кликов вам гарантированы. Но, прочитав первый абзац и поняв, что клубничкой здесь не пахнет, заголовок – пустая замануха, большинство покинут страницу.  Однако посещаемость будет зафиксирована в то время как коэффициент глубины потребления контента будет ничтожно низок, например 0,1. Это значит, что текст в среднем был прочитан лишь на 10%. Если текст дочитали до конца 100% посетителей, то и указанный коэффициент будет равен 1. Но это, разумеется, недостижимо.

Так вот, читает публика те журналы, которые ей нравятся. А если ей какие-то журналы нравятся, она их активно комментирует и репостит. В данном случае самые показательные две цифры – количество коментов под постом и количество репостов в Фейсбуке (почему-то фейсбучники гораздо активнее тех, кто юзает ВК и Одноклассников). У упомянутого olegmakarenko.ru – аудитория живая, что видно по активности в комментариях – 400-900 коментов под каждой статьей. Собственно, сливные бачки не имеют смысла, если их не читают. У Фрица железное правило: один день – один пост. Не больше, но и не меньше. Проект серьезный, план работы утверждается заранее, ничего лишнего для галочки там нет и быть не может.

А теперь посмотрите на того же sadalskij - в рейтинге ЖЖ он на 10-м месте, и хотя обгоняет Фрица на 10 строчек, коментов под его хиленькими постиками – всегда меньше сотни. Иногда он копипастит или, точнее, рерайтит  какой-нибудь рейтинговый материал (например, про гундяевские миллиарды) – тогда количество коментов зашкаливает под три сотни, да и то лишь благодаря попаданию в топ. Устойчивой постоянной аудитории у этого блогера нет, об интересе к контенту говорить вообще излишне. Кому интересна фотка Канделаки с выпирающей из трусов пелоткой, если в тырнетах полно фоток этой самой Канделаки без трусов?

Так вот, давайте проследим связь между популярностью журнала и СК на примере меня и близкого по весовой категории и тематике блогера. Я, например, иногда почитываю Олега Матвейчева (matveychev_oleg). Он – борадатый и я бородатый; он – избирательный технолог, и я – тоже; он – писатель, я – писатель; он пишет в жэжэшке о политике и истории, и у меня такая же тематика. У него – 42-е место в рейтинге по СК, у меня – 49-е. Вряд ли вы найдете более подходящую пару для сравнения. Осталось выяснить степень интереса читательской аудитории народным способом. У меня среднее количество комментариев к последним 10 постам (большее количество лень обсчитывать) – 737, у Матвейчева – 7,8. Разница – более чем в 94 раза. Цитируемости в соцсетях на примере Фейсбука:  у меня показатель – 213, у Матвейчева – 4, то есть разница более чем в 50 раз. А СК у него выше. Следовательно, цифра соцкапа и реальная популярность блога никак между собой не связаны, что и требовалось доказать.

В чем принципиальная разница между моим блогом и матвейчевским? kungurov– авторский журнал (никакой копипасты и сисег), а matveychev_oleg – неплохой дайджест (видать, кто-то сидит на зарплате и фуячит в день по 5-20 постов, сисьге – по пятницам). Но дайджестов в сети – немеряное количество, и конкуренция между ними жесточайшая, а kungurov – один, и его будут читать, даже если он свалит нах из ЖЖ. Кстати, весь контент дублируется здесь. Так что если ваш провайдер блокирует доступ к моему журналу (этим наиболее часто МГТС грешит) или в вашей стране запрещен ЖЖ (Казахстан), то все посты и все комментарии доступны на http://kungurov.info.

Как лично я отношусь к СК? О том, какое большое значение я придавал этой тупой писькомерялке, красноречиво говорит тот факт, что до позапрошлого года я даже не знал о ее существовании. А когда узнал, понял что это х-ня, и тут же о ней забыл. Ни малейшего практического значения СК не имеет. Интересные блоги будут читать потому что они интересные, а если они стоят в первых строчках рейтнга, но там нет остросюжетного авторского контента, то читать не будут при любом раскладе.

Собственно, вопросом о СК и топе ЖЖ я озаботился по просьбе v_top100, который профессионально изучает социологический аспект блогосферы. Он, как и многие другие, пытался разгадать секретную формулу СК. Бегло изучив статистику своей жэжэшки за последние пару лет, я этот секрет быстро разгадал. Секрет в том, что никакого секрета тут нет. СК модерируется вручную. Ну, не у всех, конечно, поскольку у 99% он имеет показатель <10, и даже не у оставшегося 1%. Но у кое-кого – точно. Например, я заметил удивительную закономерность: если я пишу об Украине и фуярю фошиздскую хунту, СК у меня растет вне зависимости от посещаемости, комментируемости и цитируемости. А есть такие темы, после касательства которых он стремительно падает вниз, опять же вне связи с активностью читателей. Вот вам конкретный пример. Последние три поста посвящены неприятной для властей теме возможности революции в РФ (в субботу будет продолжение).

Вот статистика посещаемости:

Здесь виден явный всплеск увеличения числа подписчиков:

Вот показатели растущей активности комментаторов:

А вот данные по изменению соцкапа:

Наглядная тенденция, не правда ли? Френды прибавляются, аудитория растет, активность комментаторов чуть не вдвое превышает средние показатели, а СК – падает. Наверное те юзеры, что дрочат на СК, как-то реагируют на эти намеки. Мне совершенно фиолетово.

Или вот еще интересные моменты. Я обнаружил странный взрыв СК в феврале сего года, когда он за четыре дня вырос аж на 1139 единиц. Посмотрел архив – социальный капитал начал расти после публикации поста Как из шлюх и фотомоделей сделали героев войны. Ничего феерического в нем нет: посещаемость обычная, комментариев даже значительно меньше, чем в среднем. Однако количество репостов в Фейсбуке достигло 2 300, в десять раз превысив стандартные показатели.  Если есть объяснение резкому росту СК, то оно во всплеске цитируемости.

5 мая пост Три причины, по которым я никогда не надену Георгиевскую ленту дал на порядок больше репостов в Фейсбуке – почти 23 000. Комментариев в три раза выше среднего, аудитория поста тоже рекордная – 194 000 уникальных посетителя за 4 дня против  129 000 гостей за 4 дня в рассматриваемый период февраля. Если бы СК отражал какие-то объективные показатели, логично было предположить, что он взметнется в мае до космических высот с последующей коррекцией вниз. Однако соцкап вырос за эти четыре дня лишь на 504 единицы. Может быть, дело в том, что стебаться над полосатой ленточкой в трусах – значит глумиться над духовными скрепами путинизма? Впрочем, поскольку я изменения СК не отслеживаю, подобные намеки проходят мимо моего внимания.

Так же v_top100 интересовался моим мнением о топе ЖЖ. Да, попадание на первые строчки топа оказывает видимое влияние на посещаемость. Лень анализировать статистику переходов, но, грубо говоря, +10% посещаемости за сутки это дает. Насколько объективен топ ЖЖ на главной странице? А как вы думаете, насколько может быть объективен топ, места в котором продаются, а отдельные пользователи или посты вычищаются из него вручную? Я уже как-то упоминал, что моя статья Шок! В РФ кончается нефть! (официальные данные) о том, что в «Ноябрьскнефтегазе» (главная нефтедобывающая структура «Газпрома») за 8 лет добыча упала на 52%, модераторы задвинули из общего топа в категорию 18+ к сиськам и писькам. Такое случалось не раз и не два.

v_top100 попытался прозондировать, как я отношусь к изменению формулы начисления кармы СК, которая якобы вступит в действие с 1 августа. Мой ответ прост: одна тупая х-ня заменит собой другую тупую х-ню. Мне нет до этого никакого дела – ни до рейтингов, ни до топов. Причина проста: моя месячная аудитория лишь на 12% состоит из жижистов, для которых хотя бы теоретически все эти фетиши имеют значение. Хотя на самом деле топодрочерством занимается, наверное, лишь жалкая кучка лузеров. Мой совет всем: делайте достойный контент – и аудиторию свою вы найдете. Точнее, она сама вас найдет.

Впрочем, топ ЖЖ фабрикуется все же довольно ненавязчиво. А вот топ Яндекса в свое время меня очень смешил. 23 сентября 2011 г. в день открытия съезда ЕР, на котором произошла знаменитая «рокировка», я написал пост Поможем ЕдРу похоронить путенский режим!, который быстро взметнулся на вторую строчку яндексовского рейтинга. А потом бац – и исчез. Не скатился вниз, а именно исчез. И столь же внезапно на первых четырех строчках рейтинга оказались посты с восторженными соплями о великой партии Путина. Они не поднялись в рейтинге, а сразу оказались на его вершине. Посмотрел ради любопытства время их размещения – они взлетели через 10-20 минут после опубликования. А вы думали что, это только на Первом канале содержание цензурируется? Не, ребята, мейнстрим в тырнетах не сам по себе возникает, его формируют с той или иной степенью успешности. И в дальнейшем степень технологического контроля трендов будет лишь нарастать.

Tags: СК, дебилизм в натуре, рекламный бизнес, топ ЖЖ
Subscribe

promo kungurov май 17, 2012 21:02 17
Buy for 100 tokens
Мои серии: Если бы я был Сталиным, Возможна ли в РФ революция?, Как победить коррупцию, Теракты в московском метро: почерк спецслужб, Почему падает рубль, Украинскй зомбиленд: взгляд изнутри, Феномен Собянина: то, о чем не знают москвичи, Как я спасал режим Януковича, Анатомия…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 307 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →