Целый день вчера фоном работал зомбоящик. Слушал, что происходит на Петербургском международном экономическом форуме. А там такое творится…
Ну, сами понимаете, никто на таких ритуальных мероприятиях ничего прямо и открыто не скажет, все будут воспевать успехи, делать «ку» Кремлю и высказывать ИМХО, что же нам такое еще сделать, чтоб успехи стали еще жирнее и убедительнее. Тут, как говорится, надо ловить сигналы. Сигналы были.
Открывался форум сессией с Шуваловым, Кудриным и Грефом. Роли в общем-то понятны – первый вице-премьер Шувалов будет гнуть официальную линию и рассказывать, как все хорошо, а будет еще лучше, если упрочить и усилить курс. Кудрин будет «критиковать» и рассказывать, как все плохо, и будет еще хуже, если курс не подкорректировать. Греф сыграет роль «темной лошадки» и поработает «свежей головой», прямо как в прошлый раз. В целом все так и развивалось, но Шувалов с ходу начал жечь нипадецки, задав весьма неожиданный вектор дискуссии.
Он вдруг заявил, что уровень политической конкуренции в стране его не устраивает. Из уст кремлевского топ-менеджера прозвучало, что он надеется на более прозрачные выборы Думы, нежели в 2011 году:
«Есть ли у нас возможности для реальной политической конкуренции, мы увидим во время следующих выборов в Государственную Думу. Законодательно у нас теперь оформлен тот же принцип, который действовал раньше – смешанный. И теперь лицо, независимое от политической партии, может представить себя и свою программу избирателям. Я как избиратель ожидаю, что эта кампания покажет, что и выборы стали транспарентнее, и реально будет присутствовать политическая конкуренция. Мне сложно оценивать, насколько политическая конкуренция сейчас существует на региональном уровне – я получаю самую разную информацию. Есть информация о том, что губернаторы часто давят любую конкурентную среду в муниципальном руководстве, мешают выдвигаться муниципальным лидерам, выжигают поляну вокруг себя и не оставляют никому шансов быть избранным руководителем региона. Я свое мнение как человек и избиратель смогу оформить во время подготовки предвыборной кампании за депутатов Госдумы следующего созыва. Надеюсь, что это будут совсем другие выборы, нежели в декабре 2011 года. Это сложная работа – и законодательная, и фактическая».
Да, возможно, Шувалова парламент не устраивает в плане взаимодействия с ним, на которое он обречен исходя из своей роли в госаппарате и сферы ответственности (экономика, инвестиции, финансы). В мягкой форме, но он какбэ намекнул, что «бешеный принтер» иногда портит нам инвестиционный климат и обостряет внутриполитическую ситуацию:
«Не нужна чехарда в принятии законов. Нужно законотворческий процесс делать обдуманным, когда общество принимает те законы, которые Дума одобряет, и потом эти законы исполняются. А не сотнями законы шлепать. Уже нет запросов на такое количество изменений законов…
…Я в партии не состою, я работаю в правительстве РФ. Назначен на работу президентом. У меня сложные взаимоотношения с парламентом. Меня понуждает весь массив властных взаимоотношений работать с парламентом. Я не могу никому позвонить, ни о чем попросить. Работа так построена за последние годы, что я должен все время убеждать. И часто я вижу по некоторым законодательным инициативам, что у парламента есть даже приоритет ведения темы. Это не всегда хорошо..».
Кудрин вообще рубанул с плеча: мол, даешь досрочные выборы президента! Нет, менять президента он какбэ не хочет, но полагает, что было бы неплохо власти заручиться кредитом доверия перед осуществлением серьезных реформ. И даже приводит пример Казахстана, где была принята программа экономических реформ «100 шагов», для реализации которой президент Назарбаев даже провел досрочные перевыборы себя. «Вот сейчас мы обсуждаем идею досрочных выборов в Думу. Давайте проведем досрочные выборы президента, чтобы уже с мандатом доверия начать реформы», – призвал бывший министр.
Новая-старая власть по мнению Кудрина будет работать, лучше, чем старая-старая власть, которую он обвиняет в неэффективности: «Сейчас у нас выполняется концепция долгосрочного развития, принятая в 2008 году. За половину срока ее исполнили только на 15-20 процентов. Вот цена обещаний наших политиков…
…К сожалению, кроме планов, которые зачастую хорошо звучат, у нас есть реальные действия президента, правительства, Думы, которые иногда перечеркивают или идут вразрез».
Выступление Грефа я целиком не слышал, поскольку в то время, когда его транслировали, детей выгуливал. Но этот гаврик вообще не стеснялся в выражениях. Гнобил режим с трибуны, словно
Знаете, какую проблему Греф назвал самой-самой главной для России? Ни много ни мало – госуправление. То есть он почти открыто сказал: власть говно – ее надо менять. Дальше он вообще рубанул кое-кого серпом по яйцам. У нас официально что является причиной текущего кризиса? – козни коварного Запада, киевские жидо-бандеровцы, низкие цены на нефть... А Греф, ничего не стесняясь, заявляет: «Если печеночка пошаливает, значит, злоупотребляли. Есть, конечно, влияние внешних факторов: например, падение мировых цен на нефть. А мы что, не знали, что есть колебания на сырьевых рынках? Знали. Что сделали? Риторический вопрос». И делает убийственный вывод: «Кризис - это всегда результат плохого менеджмента».
Не смотря на всю его мягкость, важнейшим было выступление именно Шувалова. Ранее и Герман Греф, и Алексей Кудрин неоднократно призывали к проведению структурных реформ в России, а вот Игорь Шувалов был из числа тех, кого они призывали реформироваться. Для правильной оценки ситуации важно понимать, что он, в отличие от Грефа и Кудрина, не является либералом (по крайней мере для представителя элиты он имеет очень низкий градус либеральности), да и замшелым консерватором типа Сечина и Шойгу его назвать трудно. Он скорее такой прагматичный технократ с калькулятором в кармане, говорит не об идеологии, духовных скрепах и исторической миссии, а о практической пользе.
Поскольку Шувалов занимается в правительстве экономическим блоком, то понимает, что в нынешней ситуации рост экономики невозможен без изменений политического климата. Вот он и намекает, что нам нужна конкуренция, свободные СМИ, свободные механизмы волеизъявления общества, активное участие этого самого общества в политической жизни страны не только в столице, но и в регионах, где по словам Игоря Ивановича все совсем плохо: «Есть информация о том, что губернаторы часто давят любую конкурентную среду в муниципальном руководстве, мешают выдвигаться муниципальным лидерам, выжигают поляну вокруг себя и не оставляют никому шансов быть избранным руководителем региона».
По мнению докладчика ближайшие выборы станут знаковыми: если мы вновь изберем Госдуму э-э-э-э «непрозрачными способами» и общество вновь проявит пассивность в ходе выборов и недовольство после, отток капитала так и продолжится, ни о каких инвестициях или потеплении отношений с ЕС не будет и речи.
Кстати, о ЕС. Как прагматик, Шувалов понимает, что «восточный крен» в политике РФ – это, мягко говоря, фикция. Ну, то есть, отношения с Китаем, Кореей, Японией, для нас, конечно, важны, но в плане торговли они не смогут ни заменить собой Европу, ни даже компенсировать те убытки, которые Россия несет в связи с ухудшением экономической конъюнктуры, вызванной в том числе и политическими причинами. Сказал об этом он довольно четко: «Нет никакого разворота на Восток. Мы просто работаем в условиях, когда у нас есть ограничения по торговле с западным миром…». Но это так, к слову.
То есть в понимании Шувалова расклад такой:
- чтобы страна развивалась, нужны структурные реформы в экономике;
- для этого нужны ресурсы, которые ныне утекают из страны (бегство капитала – только в прошлом году сбежало более $150 млрд);
- для проведения структурных реформ нужна поддержка общества;
- для этого нужна нормализация отношений с Западом;
- следовательно, для того, чтобы получить поддержку общества, сгладить конфликт с Западом, успокоить бизнес внутри страны и привлечь инвесторов из-за рубежа, нам нужна политическая система с человеческим лицом, свободные СМИ и прочие приятные ништяки.
Мое мнение известно: мертвому припарки не помогут. Я не собираюсь прыгать от счастья и хлопать в ладоши от того, что в правительстве, оказывается, есть реалисты, способные произносить осмысленные речи. Все вышесказанное является лишь констатацией факта: элита осознает, что продолжение старого курса принципиально невозможно, это тупик, надо меняться. И элита хочет изменить систему, но таким образом, чтобы при этом остаться у руля. Да, успешные прецеденты были. Например, в Китае великие реформы осуществлены без смены коммунистической элиты. Но способности нашей верхушки я оцениваю крайне скептически. Даже если бы все правительство состояло из людей с IQ уровня Шувалова, я бы и 1:5 не поставил на успех ремейка «китайского чуда».
Тем не менее, нам следует ожидать в самое ближайшее время значимых политических перемен. Вот какой вывод я сделал из тех сигналов, что уловил в речах наших вождей.
P.S. Кто-то удивится, почему я распинался про какого-то там Шувалова. Мол, у нас есть царь, как он скажет, так все и будет. Следовательно, слушать надо Путина, который определяет генеральную линию партии и правительства. А Путин никаких эпохальных перемен нам не обещал.
Об этом я отдельный пост напишу по итогам питерского форума. А пока напомню известную пословицу: короля делает его свита. Применительно к нашей ситуации: свита послала миру четкий сигнал. Устами Шувалова в первую очередь (самое статусное лицо на самой важной установочной сессии). Идет осторожное прощупывание. В зависимости от реакции на него будет меняться и риторика Путина. Ждем реакцию тех, к кому сигнал обращен.
Journal information