Алексей Кунгуров (kungurov) wrote,
Алексей Кунгуров
kungurov

Чем отличается Путин от Сталина?

Ну, если коротко ответить на этот вопрос – то всем. Но на конкретных примерах можно увидеть, насколько отличаются подходы в решении управленческих задач, практикуемые товарищем Сталиным и господином Путиным/Медведевым.

Представим себе заседание Совета народных комиссаров СССР 70 лет назад. Обсуждается, например, вопрос строительства мостов в Сибири. Докладывает начальник треста «Главсибмостострой» товарищ Пупкин. Доклад вроде-бы идеологически выдержанный – он поблагодарил партию и правительство о неустанной заботе, отметил энтузиазм, с которым молодые строители коммунизма строят светлое будущие, отчитался об успехах в соцсоревонвании, которым охвачено 78% ударных комсомольских бригад, выразил уверненость в том, что темпы будут наращены… Но товарищ Сталин почему-то недоволен.

- А отвэтьте мнэ, товарыщ Пупкин – хмурится председатель СНК, – Почему из 88 мостов, которые вы должны были сдать в эксплуатацию к 1 июня сего года, ви сдали только 79 объектов?

Пупкин стремительно бледнеет и начинает лепетать, что мосты-то почти все готовы, да вот только их пока не успели принять соответствующие ведомства.

Что скажете, товарищ Ковалев? – обращается Сталин к наркому стальных путей Ковалеву.

- Наркомат путей сообщений не может принять 6 мостов, потому что они сделаны с браком, - чеканит Иван Владимирович. Соответствующие документы переданы исполнителю, однако до сих пор недостатки устранены не были.

- Товарыщ Берия, кажется, этот вопрос по вашей части, – еще сильнее хмурится Сталин.

- Я уже дал поручение органам на местах разобраться в ситуации – с готовностью откликается последний. Проверкой выявлено, что имело место халатное отношение к делу у ряда ответственных… хотя, я бы сказал, крайне безответственных товарищей. Список провинившихся в количестве 19 персон в наличии,  – Берия ловко извлекает из объемного портфеля черную папочку и передает шефу пару листов бумаги.

- Ну что же, я предлагаю Пупкина за срыв государственной программы строительства мостов расстрэлять, как вредителя и саботажника, а выправить ситуацию ми поручим… - хозяин Кремля щурится и обводит всех присутствующих тяжелым взглядом, - Ми поручим товарыщу Берия. Он, судя по всему, уже хорошо знаком с проблемой, которую следует решить. К 1 сентября все недоработки должны быть устранены. Что вам для этого необходимо, товарыщ Берия?

- Предлагаю Пупкина не расстреливать, а дать 10 лет лагерей и перевести на работу в учреждение НКВД «Главсибмостспецстрой», туда же  определить на перевоспитание и остальных провинившихся. У нас дефицит инженерных кадров. А уж работать  они будут с огоньком, вохра сачковать не позволит, – Лаврентий Павлович недобро ухмыляется из под пенсне.

- Ну  что же, поступайте так, как считаете нужным, - соглашается Сталин, - Главное, чтобы мосты фюнкционировали. А теперь переходим к следующему вопросу – мелиоративным работам в долине реки Сырдарья. Докладывает начальник треста «Главхлопокмелиорация» товарыщ Чушкин…

Вот примерно так при Сталине госаппарат и работал. А если кто-то работал недостаточно усердно, товарищ Берия умел заставить работать с огоньком за доппаек и перспективу условно-досрочного освобождения. Потому и темпы роста экономики были до 20% в год. Что же происходит сегодня? Вот коротенькое сообщение на корпоративном сайте, суть которого в том, что «Правительство России разграничило полномочия в сфере производства стройматериалов между Министерством промышленности и торговли и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Минпромторг займется проработкой и выстраиванием государственной политики по развитию этого важнейшего сектора экономики, в то время как за Минстроем останутся вопросы технического регулирования градостроительной деятельности и промышленности строительных материалов».

Если при Сталине наркомату внутренних дел поручали строить мосты или контролировать выполнение танкостроительной программы во время войны, это означало, что некоторые ответственные товарищи оказались безответственными, а то и совсем не товарищами. Судьба их была чаще всего печальной, но зато мосты возводились в срок, а танки поступали на фронт в нужном количестве и соответствующих кондициях. Если при Путине полномочия одного министерства отдаются другому, значит, первое министерство облажалось. Однако где гарантия, что другое министерство сработает лучше?

Нет, я ничего не хочу сказать плохого про Минпромторг. Судя по заявлениям, там взялись за дело с нужного конца: «Минпромторг намерен стимулировать спрос на инновационную продукцию в отрасли производства строительных материалов через механизм стандартизации. Сейчас среди действующих госстандартов существенную часть составляют те, которые приняты 20 и более лет назад, – отметил Денис Мантуров. – Нужно не просто провести ревизию и «апгрейд» существующих стандартов, а разработать и утвердить стандарты по новым материалам и изделиям и оперативно учесть их в СНИПАх и других правилах».

Действительно, проблема стандартизации стоит в полный рост. Допустим, новый завод начинает выпускать совершнно новую штукатурку, какую-нибудь там нанополимерную, супергидрофобную и мегатеплосберегающую. Но строители отказываются ее применять, ссылаясь на то, что в СНИПах ее применение не предусмотрено, поэтом Технадзор не примет у них объект по причине несоответствия проектной документации. Тупик!

Можно сколько угодно балоболить с трибуны про инвестиции и модернизации, но на практике все упирается в непробиваемую бюрократическую стену. Не, за взяточку, конечно, вопрос можно решить в течение года-двух, но пока вы пройдете по чиновничьему кругу, потратите аццкое количество денег, завод ваш разорится, не найдя спроса на супрсовременную и востребованную продукцию. А Минстрой использует ГОСТы и СНИПы 20-летней давности и ему пох на все.

Впрочем, тут налицо явная корыстная заинтересованность отдельных товарищей, которые нам совсем не товарищи. В структуре Минстроя существует Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС), а так же ФАУ «Главгосэкспертиза России», которая оценивает в том числе адекватность крупных строительных проектов в плане финансовых затрат. Поскольку только из госбюджета на капитальное строительство у нас тратится порядка триллиона рублей в год, вполне разумно, что госрасходы будет контролировать правительственная структура. Но не тут-то было! Вот что пишет издание «Газета»:

«Счетная палата описывает схему: крупные компании обращаются в ФЦЦС для разработки сметных нормативов, причем эта услуга платная. Например, как подсчитали в СП, стоимость разработки только двух сметных нормативов для «Росатома» и космодрома Восточный составила 994 млн руб.

Разработкой нормативов для ФЦЦС занимаются сомнительные коммерческие организации, которые для придания им статуса используют государственные названия (например, «Госнорматив») и соответствующую символику. «Фактически большинство индивидуальных и отраслевых сметных нормативов были разработаны коммерческими организациями, имеющими признаки аффилированности с бывшим руководителем ФЦЦС Евгением Ермолаевым и его супругой», — заявляют в Счетной палате».

Скажите, сколько бы продолжалась при товарище Сталине подобная деятельность Ермолаева? Уж точно, ему бы никто не позволил годами перекачивать МИЛЛИАРДЫ (!!!!)  бюджетных денег в частный карман, а кончил бы он свою карьеру у расстрельной стеночки, и это без вариантов.

А вот вам конкретный повод расстрэлять какого-нибудь товарища Пупкина из другого подразделения Минстроя – федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству «Росстрой». «КоммерсантЪ», анализируя результаты проверки Минстроя Счетной палатой РФ, констатирует: «Из 11 объектов непрограммной части ФАИП (федеральная адресная инвестиционная программа), ввод в эксплуатацию которых был предусмотрен в 2014 году, введено только 2 комментирует СП ситуацию в Минздраве России».

Если бы в 1943 г. вместо 100 тысяч танков СССР выпустил только 20 тысяч, кто бы победил в Курской битве? Поэтому Берия и курировал танкостроительную программу. А если Минстрой из 11 объектов здравоохранения федерального значения сдал только два, то вопрос о том, почему показатели здоровья населения в России находятся на уровне ниже, чем в Северной Африке, это уже не вопрос. Почему почти четверть туристического трафика в Израиль из РФ обеспечивают старждущие поправить здоровье в тамошних высокотехнологичных клиниках, объяснять надо? А ведь не у всех есть средства лечиться за границей.

Вообще, Министрой, созданный лишь в 2013 г., умудряется провалить все, что только можно: не только реальную работу чиновники выполнять не в состоянии, но даже чисто бумажную: так, за два года они не смогли разработать даже внятную «дорожную карту» развития отрасли. Даже такую элементарную вещь, как выложить на сайте для публичного доступа весь комплекс строительных нормативов – и то не удосужились. Зато министерство стало постоянным источником коррупционных скандалов (вот, например, хорошая публикация на эту тему, я тоже кое-что писал о художествах «Госстроя», правда еще в те времена, когда Минстроя не существовало).

Вообще, зачем нужна стандартизация и унификация, методики осмечивания строительно –монтажных работ? Они нужны для того, чтобы на корню отсекать возможность необоснованного завышения цен. Чисто по формальному принципу: мол, ваши расценки выше федерального норматива – фиг вам, а не подряд. Но на деле Минстрой создал себе очень удобную лазейку: помимо федерального норматива существуют отраслевые, региональные и индивидуальные. Есть, допустим, проект, есть смета на миллиард рублей, но подрядчик должен выплатить чинновникам откат в 100 миллионов,  и ему позарез нужно увеличить стоимость на 10%. Не вопрос! Надо немножко отстегнуть «Главэкспертизе» и там путем жонглирования коэффициентами и применяя разные нормтаивы, нарисуют любую нужную сумму.

Счетная палата констатирует, что таким образом принятие единого федерального стандарта вообще не имеет смысла: «Такая классификация, особенно в части индивидуальных и отраслевых нормативов, приводит к увеличению сметной стоимости строительства объектов на 20–45%».

Подобным макаром, например, смета на строительство космодрома «Восточный» возрола на 20% или на 13,2 млрд руб. И все «законно»: государство выделяет деньги, государственная структура проводит экспертизу – не прикопаешься. А 13 миллиардов «сверху» получают частные подрядчики, которые, разумеется, отблагодарят тех, кто им обеспечивает эти сверхдоходы. Эх, а теперь такую кормушку у минстроевских чиновников отбирают – теперь нормтаивы будет определять Минпромторг. Караул, грабют!

Как же нынешняя власть поступает с коррупционерами? Вот вам конкретный пример: экс-глава «Росреестра» Наталья Антипина, чьи подчиненные стали фигурантами громких уголовных дел, вскоре получит должность заместителя главы Минстроя Михаила Меня. Мень – бывший губернатор Ивановской области, который прославился такой коррупцией, что был вынужден покинуть пост главы региона досрочно. Его заместители один за другим становились фигурантами громких уголовных дел, а сбежавший с должности губернатор стал… министром. Ну а что, все логично, строительство – сфера криминальная, а у Меня в этом деле опыт уже наработан.

Нет, я, конечно, понимаю, что сейчас у нас гуманизм, торжество прав человека, толерантность и свобода. Нельзя расстреливать тех, кто ворует миллиардами, особенно если они делятся, с кем надо. Но можно им хотя бы выговор объявить, что ли? В конце концов, с работы уволить. Но при Путине иная реальность – коррупционеров и казнокрадов повышают в должности.

При чем тут Путин? Ну, вот конкретный пример: глава государства поручает министру строительства и ЖКХ упростить вопрос с получением разрешений на строительство, потому что в стране творится форменный бардак: в одном регионе эта процедура занимает 100 дней, в другом – более 300. Проходит год, и Мень докладывает президенту: «Среднее количество дней для получения разрешения на строительство в Ярославской области составляет 355 дней, в Кировской области и в Республике Якутия - до 170 дней, в Москве - 100 дней».

Ну, то есть за год ничего не сделано. Путин это и отмпетил, пожурил немного министра и… и ничего. Теперь любой министр знает: можно болт положить на личное поручение нацлидера, и тебе ничего не будет, разве что пальчиком погрозят да головой покачают. С товарищем Сталиным такие номера не проходили!

Что имеем в итоге: с одной стороны передача полномочий от обосравшегоя министерства другому, более дееспособному, вроде бы ход правильный. И Счетная палата вроде бы не зря работала. Но, поскольку обосравшихся минстроевских чиновников категорически не устраивает, что вместе с полномочиями, отошедшими Минпромторгу, они теряют жирную коррупционную кормушку, они начали яростную кулуарную борьбу против «конкурентов». Хотя по сути-то они должны радоваться, потому что, не сокращая штат, их РАЗГРУЗИЛИ от части работы. Поэтому Минпромторг, скорее всего, работать нормально не сможет, а погрязнет в бесконечной и бесперспективной межведомственной борьбе.

Выводы: только расстрельные рвы, наполненные  хотя бы до половины, заставят чиновников работать. А когда система наладится, достаточно будет уже не расстрелов, а всего лишь угрозы оного за нерадивость в работе (см. пример в начале поста). Без этого все будет только гнить и разлагаться, чему мы и имеем массу примеров.

Tags: Минпромторг, Минстрой, Путин, Сталин, коррупция, экономика
Subscribe

promo kungurov май 17, 2012 21:02 17
Buy for 100 tokens
Мои серии: Если бы я был Сталиным, Возможна ли в РФ революция?, Как победить коррупцию, Теракты в московском метро: почерк спецслужб, Почему падает рубль, Украинскй зомбиленд: взгляд изнутри, Феномен Собянина: то, о чем не знают москвичи, Как я спасал режим Януковича, Анатомия…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 564 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →