Алексей Кунгуров (kungurov) wrote,
Алексей Кунгуров
kungurov

Category:

Чтоб е…ать мозги другому, нужно их самому иметь



В качестве эпиграфа реальная история трехлетней давности. Есть у меня друг-Буратино. Самый настоящий – с деревянной головой. Были у того Буратино 5 золотых (500 тыс. руб.) и закопал он их на Поле Чудес (финансовый рынок). Обещали ему Кот Базилио и Лиса Алиса (брокеры компании ФИНАМ), что вырастет золотое дерево (40% годовых в валюте). Однако отданная им в доверительное управление сумма таяла на глазах. Брокеры успокаивали, что все будет хорошо. К пятому месяцу Буратино почувствовал что уверенности в голосе менеджера становится все меньше. Тогда он резко поумнел, и забрал свои деньги – спасти удалось 356 тыс. руб., что он считает большой удачей. И купил тогда Буратино недвижимость в ЕС… Впрочем, это совсем другая история, речь сейчас о ФИНАМе и его относительно честных методах отъема денег у буратин.

Что-то много в последнее время поступает заказов на исследование всякого рода рыночной конъюнктуры. Нет, я не бухгалтер, не финаналитик, не эксперт по недвижимости и не аудитор. Я – специалист по мозго…бству. Но к современной экономике это имеет самое прямое отношение.

Допустим, компания А хочет приобрести компанию Б, которую владельцы желают продать. Кризис – лучшее время для такого рода сделок, потому что цена активов падает, а их владельцы зачастую испытывают жесткую нуду в кэше. Но, разумеется, владельцы компании Б хотят продать ее как можно дороже, и начинают вздувать цены всеми возможными способами – подкупают рейтинговые агентства, фальсифицируют отчетность, накачивают курс своих акций и т.д.

Классика жанра – продажа «Сибнефти» (ныне «Газпромнефть») Абрамовичем «Газпрому». Цена сделки по продаже 75-процентного пакета акций составила $13,1 млрд. Сейчас его рыночная стоимость порядка $9 млрд. Да, на капитализацию влияет множество факторов, один из основных – стоимость барреля на мировых рынках, но суть не в том. Абрамовичу удалось впарить компанию государственному «Газпрому» по сильно завышенной цене, наипав покупателя самым наглым способом. В начале 2000-ных «Сибнефть» демонстрировала стремительный рост добычи. Но КАКИМИ методами? Самыми, что ни на есть варварскими, о чем я писал уже много. Но технология снимания сливок имеет такую особенность: после резкого и кратковременного роста добычи наступает неизбежный и глубокий спад. И этот спад наступил как раз в тот момент, когда нефтяные активы перешли под контроль государства.

В 2004 г. «Ноябрьскнефтегаз» (крупнейший добывающий актив «Сибнефти») с учетом подведомственной структуры, ООО «Заполярнефть», добыл 30,80 млн. т нефти. По результатам 2012 г. результат пугающе низкий - 15,46 млн. т. Падение добычи – более чем на 50% за 8 лет. (вот ссылка на официальную статистику, сведенную в одну таблицу). Думаете, новый владелец стесняется практиковать хищнические методы добычи и строго соблюдает условия лицензионных соглашений? Нет, нарушения стали просто тотальными (кто же осмелится предъявить претензии «Газпрому», который крышует, сами знаете кто?), а варварские технологии добычи для поддержания дебита стали применяться еще более агрессивно. Но природу не обманешь. А вот Абрамович наипал покупателя просто виртуозно.

Так вот, если владелец хочет взвинтить цену продающегося актива, в средствах он не стесняется. Это капитализм, детка! И один из методов наипалова – организация шумихи в СМИ (включая о-о-о-очень солидные и неполживые), в которых всевозможные эксперты дружно восхищаются компанией «Рога и копыта», которая не смотря на кризис, демонстрирует убедительный рост и в ближайшей перспективе расчитывает контролировать более трети мирового рынка рогов и претендует на четверть рынка копыт. Моя специализация – анализ медиа и выяснение вопроса: осуществляется ли целенаправленная капания по дезинформации и насколько хвалебные мнения «экспертов» являются независимыми.

Раскрывать всю кухню не буду. Методы выявления махинаций скучны, они имеют больше отношения к статистическому и лингвистическому анализу, чем к шпионской романтике. Вот, например, пару лет назад был такой случай. Один средней руки российский ритейлер заказал PR-агентству кампанию в деловых СМИ, дабы набить себе цену, рассчитывая быть поглощенным другой торговой сетью на выгодных для себя условиях. Нужный вброс информации был сделан через один малоизвестный украинский деловой портал на украинском языке. Потом информацию с первоисточника процитировал солидный русскоязычный интернет-ресурс (тоже украинский). Эту публикацию в свою очередь дружно перепечатали российские сетевые деловые медиа. Второй волной прошло несколько авторских «аналитических» публикаций в «серьезных» изданиях, где никаких ссылок на новостную публикацию в Интернете не было, но развивалсятезис, вброшенный там.

Представьте себе, вскрыть манипуляцию удалось в буквальном смысле по одной букве! В первоначальном украиноязычном вбросе приводилось высказывание акционера торговой сети А. М. Пупкина, и «аналитики», опубликовавшие «авторские» материалы в российской деловой прессе, тоже упомянули А. М. Пупкина. А на самом деле Пупкина звали Альберт Николаевич. По-украински его отчество пишется, как Миколайович. Есть у укров дебильная привычка переводить русские имена и потому инициалы А. М. вроде бы правильны (странно, что при этом Майкла Джексона они не именуют Михайло). При обратном переводе на русский инициалы никто не исправил, потому что в исходном украиномовном тексте полное ФИО акционера не приводилось. Вот и пошли гулять неверные инициалы по тырнетам. Но российские «аналитики», пишущие «авторские» материалы ошибиться не могли, потому что анализировать они должны были показатели компании-ритейлера никак не по маленькой заметке на украинском сайте. Аналитики вообще-то работают с первоисточниками – годовыми отчетами, реестрами и прочим буханализом. А они ошиблись, и что самое показательное, ошиблись совершенно одинаково. Так благодаря одному единственному лингвистическому маркеру удалось убедительно доказать, что все хвалебные «аналитические» материалы о ритейлере являются сфабрикованными.

Мораль сей басни такова: чтобы успешно обмануть, обманщик должен быть в 100500 раз умнее того, кого он пытается развести. Иначе он наипет сам себя. Когда же речь идет о деньгах, тем более о больших деньгах, дураков в деле мало. В последнее время качество работы профессиональных обманщиков – всяких там имиджевых, рейтинговых и PR- агентств, на мой взгляд, снизилось. То ли на хороших специалистах экономят, то ли сказывается общий упадок культуры ССО (связь с общественностью). Но факт есть факт. Например, некоторые особо одаренные идиоты считают, что для успеха дела достаточно сделать вброс в одном, но о-о-о-чень солидном издании (ну, или просто бюджет ограничен, чтоб проплатить несколько). Дебилы думают, что другие деловые издания, если им не заплатили, не будут писать о компании ничего. На самом деле они как раз в этом случае и не упустят возможности рубануть правду-матку. Некоторые исключительно от обиды: мол как так, нашим конкурентам публикацию проплатили, а нам нет? Вот ужо мы вам малину попортим, и над тупым вбросом поиздеваемся.

У меня сложилось ощущение, что последнее время таким мальчиком для битья стала крупнейшая российская частная авиакомпания «Трансаэро». Я, кстати, о ней вскользь уже упоминал в посте Как опускают Россию (механика процесса). А вчера при пролистывании деловой прессы (если можно «пролистыванием» назвать тыкание пальцем по сенсорному дисплею) я изрядно повеселился. Сначала прочел откровенно заказную замету на ФИНАМе, из которой следует, что дела у «Трансаэро» идут в гору, обороты растут, капитализация увеличивается, ситуация с долговой нагрузкой улучшается и т. д. И все это ради одной фразы в конце текста. Устами Антона Сороко, аналитика инвестиционного холдинга "ФИНАМ", издание сообщает: «Полагаем, что в среднесрочной перспективе, при условии отсутствия размывания доли акционеров, покупка бумаг авиаперевозчика может стать неплохой инвестиционной идеей».

Ну, для биржевой шелупони, не утруждающей себя анализом МСФО, EBITDA и EBITDAR, но привыкшей доверять мнению «авторитетов» и «успешных трейдеров»,эта рекомендация, возможно и будет аргументом в пользу «инвестиций» в акции авиаперевозчика. Как утверждают психологи, решение о вложении денег принимается игроком на рынке в течение одной минуты. Но именно поэтому 90% игроков и оказываются в итоге в пролете. Реальность такова: спекулянты ведут себя не рационально, как считалось ранее; доминирующий фактор – эффект стада. Соответственно, сливки снимает тот, кто манипулирует стадом. А ведь для того, чтобы выявить попытку наипалова, достаточно пяти минут. Набираем в поисковике слова «Трансаэро МСФО отчетность 2014» и бегло смотрим, как финансовые итоги компании оценивают независимые источники. Под независимыми в данном случае понимаем те, на проплату которых «Трансаэро» пожалело денег, и те редкие издания, которые в принципе не продаются (по крайней мере, по мелочи). К таковым я продолжаю относить «КоммерсантЪ» и «Ведомости».

Так вот, из статьи в «Коммерсанте» мы узнаем, например то, что для того, чтобы отчетность авиаперевозчика выглядела более убедительно, «Трансаэро» увеличил свою капитализацию за счет… переоценки бренда. Раньше считалось, что бренд «Трансаэро» стоит $40 млн, а теперь (ловкость рук и никакого мошенничества) он оценивается в… $1,2 млрд. Это, дескать, оценка независимого оценщика, как утверждают в компании. Для сравнения: считается, что бренд «Аэрофлота» стоит на 20% дешевле. Может быть, «Трансаэро» демонстрирует какие-то фантастические успехи, что привело к росту стоимости товарного знака? «Коммерсант» таких достижений не усматривает: за 2013 г. убытки авиаперевозчика составили 13,3 млрд. руб., в 2014 г. – 14,4 млрд. Долговая нагрузка растет, кредиторская задолженность увеличилась за год почти на 70%, до 36,2 млрд руб., рост операционных расходов опережает рост выручки. Поводов для оптимизма издание не усматривает совершенно.

«Ведомости» совсем уж безжалостно разоблачают махинации «Трансаэро». По мнению издания авиаперевозчик грубо манипулирует отчетностью. Например, как сомнительное, оценивается «доначисление ряда бухгалтерских резервов» на 18 млрд. руб. Настоящий шок у экспертов вызывают вольности в пересмотре отчетности за прошлые периоды. Например, если изначально «Трансаэро» показывал за 2013 г. прибыль в 0,79 млрд. руб., то теперь он признает за позапрошлый годубыток в 13,3 млрд. Так какова цена нынешней корпоративной отчетности? «Такой пересмотр результатов предыдущих периодов - экстраординарное событие для публичной компании: это подрывает доверие инвесторов, говорит аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. «Если бы акции «Трансаэро» были более ликвидны и находились в портфелях большего количества инвесторов, следствием было бы резкое падение котировок в первый же день торгов».

«Фактически «Трансаэро» уже очень длительное время находится в предбанкротном состоянии. Какой идиот будет инвестировать в его ценные бумаги, как предлагает ФИНАМ? Однако, как констатируют «Ведомости», 22 мая на волне позитивных рапортов компании о своем положении, «на Московской бирже «Трансаэро» подорожала на 0,5% до 15,4 млрд руб.». Выходит, лохи ведутся на самую примитивную разводку, эффект стада рулит.
Subscribe

promo kungurov may 17, 2012 21:02 17
Buy for 100 tokens
Мои серии: Если бы я был Сталиным, Возможна ли в РФ революция?, Как победить коррупцию, Теракты в московском метро: почерк спецслужб, Почему падает рубль, Украинскй зомбиленд: взгляд изнутри, Феномен Собянина: то, о чем не знают москвичи, Как я спасал режим Януковича, Анатомия…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 156 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →