Ну, допустим, война идет. Давайте разберемся с ее характером и критериями, по которым можно судить о том, кто кого побеждает. Сегодня война ведется на 60% оружием экономическим, на 30% - информационным, и лишь оставшиеся 10% приходится на оружие боевое.
Экономически Россия терпит безнадежное поражение (пока по очкам, но не исключен и нокаут). Это у нас – обвал рубля, падение ВВП, дефицит бюджета, катастрофическое быстрое проедание ЗВР, снижение уровня жизни населения и лютый батхерт по поводу «санкций». Собственно, чем Ресурсная Федерация может ответить на санкции - тем, что не даст ему свои нефть и газ? Да в Вашингтоне описаются от радости, если это произойдет! В Европе пока еще не готовы отказаться от российского газа, но его долю в потреблении решительно сокращают. Поэтому и послали РФ с ее «Южным потоком» куда подальше.
Контрсанкции? Не смешите мои тапочки. По зомбоящику целыми днями показывают, как Германия и Польша люто страдают от того, что их правительства не дают делать бизнес с русскими. Отдельные лица, возможно, страдают, но экономика ЕС в целом этих контрсанкций даже не заметила. В Польше ВВП вырос более чем на 3%. В Германии рост составил порядка 1,3%. Выходит, правительство РФ, запретив импорт продовольствия из ЕС, наложило санкции на собственное население, заставив вместо дешевых и качественных европейских продуктов покупать дорогую и некачественную контрабанду. Мы как покупали польские яблоки, так их же и покупаем, только платим дополнительную дань перекупщикам из Сербии и Белоруссии. Я просто о-уеваю от такой «мудрой» политики Кремля.
На "горячем" фронте пока ничья. Конечно, напрямую Россия в конфликт не влазит, а лишь накачивает с помощью «военторга» марионеточные правительства ДНР и ЛНР, судорожно раздувая численно «армию Новороссии», что полный идиотизм, и зимняя компания это показала во всей красе. Да, формально Кремлю можно засчитать победу за Дебальцево и Донецкий аэропорт, но есть одно «но»: украинцы продемонстрировали качественное улучшение своих вооруженных сил по сравнению с августом-сентябрем, в то время как ВСН, распухшие численно, резко потеряли в качестве, особенно народная милиция ЛНР. То есть оперативный успех, пусть и ценой больших потерь, достигнут, но динамика – отрицательная.
Единственный фронт, на котором РФ может отыграться – информационный. Но тут дела обстоят в диапазоне от «мало хорошего» до «очень плохо». Даже для внутреннего употребления пропаганда все чаще прибегает к прямой лжи и примитивному передергиванию. Сколько раз по зомбоящику объявляли, что «донецкий аэропорт взят ополченцами»? Впервые победная реляция прозвучала за месяц до того, как он действительно перешел под контроль ДНР. Про Дебальцевский котел пропаганда заливалась соловьем – там, дескать, «варится» от 8 до 10 тысяч укропов. Потом что-то невнятно пробормотали про 400 пленных.
Ну, 400 пленных – это, конечно, не 10 тысяч, но тоже много. Где они? Выяснилось, что это не количество плененных в результате Дебальцевской операции, а общее количество пленных. Что ж, тоже неплохо. Последовало новое бормотание, из которого я сделал вывод, что 400 человек – это общее количество пленных, взятых за все время, которых сепаратисты готовы обменять на своих. Так сколько же взяли в плен непосредственно в Дебальцево и куда рассосались «блокированные многа-многа тыщ»? Российская внутренняя пропаганда все больше скатывается до уровня украинской, которая ежедневно поет о пэрэмогах, из которых 90% – фейки, а 10% – поражения, объявленные победами.
Но таки давайте напомню, что воюет РФ с Западом, и информационные атаки следует вести не на собственное население, и даже не на украинцев, а на общественное мнение США и ЕС. Это их надо настроить дружественно по отношению к РФ, их надо убедить в том, что на Украине пришли к власти неонацисты. Отменить санкции, если уж они так терзают нашу экономику, как о том верещит кремлевский агитпроп, можно только путем давления на западное общественное мнение. Вот тут все очень плохо за редкими исключениями. Точнее, исключение одно – вполне рейтинговый телеканал RT, вещающий на английском, арабском и испанском языках. В чем секрет успеха? Он прост: контент RT делают западные журналисты (пропагандисты, манипуляторы, мозготрахи), и только по этой причине он интересен зрителю на реально конкурентном рынке.
Сотрудники RT имеют колоссальное преимущество перед своими российскими коллегами – привилегию высказывать в эфире собственное мнение. Например 3 марта прошлого года ведущая Эбби Мартин заявила, что Россия оккупировала территорию Украины и… не была уволена. На удивленные вопросы она отвечала: мол, у нас тут свобода слова, каждый волен высказывать свою точку зрения. Вы можете представить подобное на российских госканалах? Тем не менее, RT, не смотря на некоторые «издержки свободы слова», успешно доносит до западного обывателя меседжи Кремля. Сколько стоит это удовольствие налогоплательщику? В 2013 г. финансирование RT из госбюджета России составило почти $360 млн. Для сравнения: госсубсидии сельскому хозяйству России в 2015 г. составят сумму лишь в полтора раза большую, если перевести в доллары.
Но, подчеркиваю, RT является успешным проектом именно потому, что его делают западные специалисты, которым предоставлена известная степень профессиональной свободы. Когда же Кремль пытается повторить успех своими силами, получается уе-ищное говно. Вот, например, недавно закрыли пресс-центр «Новороссия», который долгое время был основным поставщиком официальной информации из самопровозглашенных республик Донбасса. Это, был, можно сказать, один из главных калибров России в информационной войне. И вот эту пушечку зачехлили. Шо, неужто уже полная пэрэмога? Официальная позиция заключается в том, что пресс-центр выполнил свою миссию, поставляя «эксклюзив» из зоны конфликта в тот момент, когда работа иностранных журналистов на Донбассе из-за военных действий была затруднена.
Ептать, что за бред? Наоборот, если сейчас иностранные журналисты, настроенные в большинстве своем антироссийски, вдруг массово поедут на Донбасс, то работы бойцам информационного фронта только прибавится, потому что иностранцы понесут оттуда в эфир и в печать много такого, что будет более чем неприятно для Кремля. Например, вот это. И чтобы переплюнуть этот поток, надо не закрывать пресс-центр, а открывать десяток новых, чтобы конкурировать с акулами мировых масс-медиа, нужно иметь очень много острых зубов.
Версия у меня всего одна: прессцентр «Новороссия» оказался крайне неэффективным, и потому его хоронят без всяких сожалений. Судя по рейтингу цитируемости, его популярность ниже плинтуса. Например, ТИЦ всего 40. Для сравнения: У моего частного унылого бложика, в который я пишу всего пару раз в неделю, ТИЦ колеблется около отметки в 500 единиц. Как говорится, почувствуйте разницу. Не, ну правда, кому интересно читать псевдоисторические высеры авторов «Новороссии», в которых утверждается, что «Россия — законная наследница Золотой Орды», и потому степь - наша? Это типа повод для войны с Кзаахстаном что ли? Ну так давайте объявим себя наследниками древних аталантов и предъявим права на Атлантику. Всю…
Но, вообще-то, вряд ли создатели ресурса ставили перед собой цель покорить топы и рейтинги. Задача была, скорее всего, стандартной для подобного рода замуток – тупо расписдить бюджет. Курирует проект небезызвестный в узких кругах Алексей Чеснаков, шестерка Суркова, которого вышвырнули из Администрации президента РФ, когда оттуда ушел его покровитель. Ныне он возглавляет типа «аналитическую» и типа очень «независимую» структуру – Центр политической конъюнктуры России (ЦПКР). На самом деле это отмывочная прокладка, через которую 15 лет осваиваются средства «Единой России» и Администрации президента РФ, которые и являются ее основными, и, скорее всего, единственными клиентами.
Я с Чеснаковым сталкивался во время парламентских выборов в 2011 г., когда он в качестве заместителя секретаря Генерального совета ЕР и заместителя начальника избирательного штаба партии рулил кампанией ПЖиВ. Нарулил знатно – это оказались самые скандальные выборы в постсоветской России, закончившиеся болотными протестами. Зато бабла отмыли – мама не горюй. Я офигевал от объемов распила в региональном едросовском штабе. Страшно представить, сколько воровали в Москве.
И вот теперь этого самого Чеснакова, который всю жизнь только то и делал, что лизал жопу начальству, да осваивал бюджеты, бросили на фронт (информационный) воевать с Западом. Ога, ога, Запад просто в ужосе! ТакЪ победимЪ!
Чеснаков – непроходимо тупое создание. Вот, например, в июле он спалился на переговорах с Бородаем, где они откровенно обсуждали вопросы «отжимов» у местных коммерсов, финансовые транши из Москвы и прочую фигню, которую, вообще-то, по телефону вменяемые люди не обсуждают. Там же на кой-то хрен Лешенька приплел отца Тихона, духовника Путина. А еще Чеснаков передал Бородаю указания, что Стрелков должен подлизать Солнцеликому, назвав его великим деятелем современного мира.
СБУ телефонный разговор перехватила и опубликовала. Интернет-общественность каталась от смеха. Затаив дыхание, все стали ждать ответного удара. Это ж информационная война: тебя бьют, ты отвечаешь. Как надо было отреагировать правильно? На все вопросы я на месте Чеснакова, сделав рожу кирпичом, отвечал бы только одной фразой: «бред не комментирую». И пусть гадают, назвал ли я бредом сам факт разговора, его содержание или те выводы, которые сделало СБУ. Интерпретировать эти слова можно как угодно, но предъявить – нечего.
Через некоторое время я бы организовал небольшой слив от отца Тихона, который в каком-нибудь малозначительном интервью вскользь ответил бы на вопрос журналиста, что никуда не ездил в июле, а СБУ, прости их Хоспади, че-то путает. Именно эти слова и следовало массированно растиражировать по всем тырнетам. Только после этого надо было перевести стрелки на Бородая. Бородай должен был смеяться, делать удивленную морду лица и снисходительно отвечать: мол, я не пацан, для обсуждения серьезных вопросов использую исключительно закрытые каналы связи, которые у нас, конечно, имеются, Про Чеснакова слышу первый раз в жизни, а Игорь Иванович – человек, которому никто не смеет указывать, что он должен сказать в интервью. Тем более, он никогда не опустится до того, чтобы давать интервью за деньги. Фейк с якобы перехваченным разговором слепила СБУ – вот пусть они и предоставляют доказательства его подлинности. Мы уже их фейками сыты по горло. Например…
И далее от обороны следовало перейти в наступлению по всем информационным фронтам, обвинив СБУ во всех смертных грехах – пытках невинных людей, фабрикации улик по «Боингу» (тогда это была горячая тема), наводнении Интернета убогими фейками и т.д. При этом надо было запустить в оборот какую-нибудь сенсацию, например представить общественности «пленного офицера СБУ», который подтвердит сказанное Бородаем и всячески разоблачит грязные методы работы украинских спецслужб. Прием переключения внимания на другой объект срабатывает очень эффективно. Все тут же забудут о Чеснакове, а станут обсуждать вопрос о том, настоящего «офицера СБУ» представил Бородай или фейкового. Но это совершенно не важно, главное – внимание аудитории полностью переключилось с Чеснакова на вспышки разрывов других информационных бомб.
Теперь, внимание, что же сделало наше тупое у-бище: Чеснаков начал яростно оправдываться и всячески отрицать факт разговора с Бородаем, причем с самим Бородаем он свою «информационную оборону» никак не координировал. То есть Бородай не отрицает, а Чеснаков отрицает. Выглядит это все предельно позорно. А теперь самое смешное: для отпора супостату Чеснаков использовал «Эхо Москвы». Это писдетц, дорогие товарищи! В информационной войне «Эхо» работает на стороне тех, с кем Чеснаков типа воюет. То есть для информационной «контратаки» он прибег к услугам противной стороны. О чем тут вообще можно говорить? С такими икспердами по информационным войнам победа неизбежна. Это будет полная и окончательная победа маразма над здравым смыслом.
upd. Статью Sueddeutsche Zeitung на Инопрессе потерла цензура. Вот другая ссылка.
Journal information