Вокруг соглашения «Минск-2» в СМИ нагнеталась неистовая истерия, а на деле гора родила мышь. Предлагаю не слушать телевизионных экспертов, а самостоятельно оценить 13 пунктов новых минских соглашений.
1.Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.
Какое это уже по счету прекращение? Очередное. Выполнялись ли предыдущие? Нет. Будет ли выполнено это? Ответ очевиден. Кстати, у сепаратистов есть реальная возможность обойти этот пункт, сохранив лицо - перейти к партизанским действиям в тылу противника и при этом, с милой улыбкой заявлять, что это восставший народ долбит оккупантов, а ВСН тут не при чем.
2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО «Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка» («Точка У»):
- для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;
- для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.
Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.
Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.
Первое, что бросается в глаза – упоминание в тексте соглашения РСЗО Торнадо-С. Этот комплекс состоит на вооружении только в ВС РФ. Если российская сторона допустила упоминание этого вида вооружений в итоговом документе, значит Кремль официально признает поставки сепаратистам тяжелого вооружения неизбирательного действия. До сего дня доказательств этому украинская сторона так и не представила, хотя укро-пропаганда вопила об этом по пять раз на дню, апеллируя, правда, лишь к фейкам в соцсетях. А, может, это просто "великий дипломат" Зурабов, подписавший документ, позорно лоханулся? Ну, ему не привыкать...
Второе. Пункт об отводе тяжелых вооружений присутствовал и в предыдущих минских договоренностях. Однако его выполнение не представлялось возможным, поскольку обе стороны так и не прекратили боевые действия. Для чего нужен был Минск-2, если Минск-1 не был реализован? Но давайте предположим, что отвод тяжелого вооружения все-таки произошел. В этом случае военное положение сепаратистов заметно осложнится. Украинские войска стоят у окраин Донецка, а артиллерия ополченцев должна быть отведена к границе с РФ. В случае, если укры предпримут внезапный штурм города, отбиваться ополчению будет нечем. Что касается пресловутых «Торнадо», то их повстанцам вообще некуда отводить, если они у них есть, конечно, потому что контролируемая ими полоска территории менее 140 км в ширину.
Так что выполнение этого пункта договоренностей вызывает у меня большое сомнение. Тем более, что сепаратисты поставили условие: мол, пусть сначала укры уберут свою артиллерию, а мы только после них. Позиция вполне обоснованная, потому что именно украинская сторона наиболее часто нарушала предыдущее соглашение о прекращении огня.
3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.
Ну, мониторить отвод техники ОБСЕ, конечно, может, однако заставить стороны разойтись по углам ринга – вряд ли.
4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.
Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной Рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.
Это слова ни о чем. Что значит «начать диалог»? Кто с кем должен вести диалог? Закон об особом статусе Донбасса Украина уже принимала и палец о палец не ударила для его реализации. Ну, будет еще одна пустая декларация со сторны Киева.
5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
Хаха! Как показывает практика, укры обычно убивают попавших к ним в лапы противников. Кого они должны амнистировать – своих жертв или тех, кто проводил бессудные расправы?
6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.
Что касается сепаратистов, то они и так отпускают пленных сотнями и, ибо содержание их является для них обузой. Укропы, как уже упоминалось, пленных убивают. Так что если обмен и состоится, это будет обмен всех на ничто. В этой связи полезно было бы вспомнить о, по меньшей мере, сотнях политзаключенных на Украине, заподозренных в «сепаратизме», содействию «террористам» и прочих грехах, вроде требования федерализации. Но эти лица к конфликту на Донбассе отношения не имеют, и поэтому останутся гнить за решеткой. До них никому нет дела.
7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.
Кто же это должен обеспечить? Да никто, просто написали слова, лишенные всякого смысла.
8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).
В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.
Ага, так Украина и разбежалась что-то там восстанавливать. Не для того она колорадов голодом морила. Собственно, никто от Украины не требует обеспечить действие банковской системы на неконтролируемых ею территориях, ей как бы предоставляется такое право. Но Киев скажет, что у него нет возможностей, и потому этот пункт минских договоренностей является такой же пустышкой, как и все предыдущие.
9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.
Ну, это просто смешно. Какие-то фантазии ни о чем. Какая конституционная реформа? Какие местные выборы? Два миллиона человек сбежало с Донбасса, многие населенные пункты полностью обезлюдели. Кто там местную власть будет избирать – гарнизоны карателей-правосеков или козачки Козицына?
10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.
Тут еще смешнее. Какие иностранные формирования на территории Украины? Если речь о формированиях добровольцев, так их никто не заставит покинуть Донбасс. С точки зрения Киева все вооруженные формирования сепаратистов – незаконные, но они точно разоружаться не будут. Противная сторона считает незаконными бандформированиями карательные добровольческие батальоны, и их тоже никто не разоружит. Киев уже пытался расформировать батальон «Азов», так чуть не получил третий майдан. Власть в Киеве просто недееспособна.
11. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании, до конца 2015 года.
Тут даже обсуждать нечего, одни благие пожелания. Вопрос сейчас в том, доживет ли Украина до конца этого года.
12. На основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.
Демагогия. Если выборы проводятся под чутким контролем со стороны вооруженных лиц в масках, то и результаты будут соответствующими. Выборы в зоне, разделенной линией фронта – это бред.
13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.
Тут я вообще не в силах понять, о чем речь.
Выводы: НИ ОДИН из пунктов соглашения фактически выполнен быть не может. ДНР и ЛНР ни при каких обстоятельствах не вернутся в состав Украины в ее нынешнем фашистском формате. Киев ни в каком виде не желает иметь в своем составе территории, обладающие внутренним суверенитетом и населенные людьми, люто ненавидящими его. Тем более Киеву не нужны территории разгромленные, поскольку Украине придется восстанавливать то, что она там так старательно руинировала.
Обе конфликтующие стороны, начиная с завтрашнего дня, будут обвинять друг друга в срыве очередных минских договоренностей и в конечном итоге военные действия вновь перейдут в горячую фазу. Киев заинтересован в замораживании конфликта, ибо достичь победы он не в состоянии. Москва заинтересована в замораживании конфликта, потому что победы сепаратистов Кремль категорически не желает (за это его санкциями придушат), а их поражение будет воспринято всем миром, как поражение Путина. Запад заинтересован в замораживании конфликта, потому что на Украину ему насрать, а повод для дальнейшего опускания РФ всегда полезно иметь. Сепаратисты заинтересованы в военном разрешении конфликта, поскольку другого пути вернуть утраченные территории у них принципиально нет (отдавать тот же Славянск Киеву они не желают), но Захарченко и Плотницкий – марионетки Кремля и полностью от него зависимы. В итоге мы наблюдали в Минске унылый спектакль, который никаких реальных последствий иметь не будет. Но все стороны объявят иоги шоу своим тактическим успехом.
Как я уже не раз говорил, ни одна гражданская война в истории человечества не кончалась полюбовно в результате переговоров: либо одна сторона оказывала убедительную победу, либо конфликт замораживался, как, например, в случае КНДР и Южной Кореи. Ожидаемое многими Приднестровье-2 не состоялось. Так что решающее слово остается за пушками.
Journal information